Турция: ложный тезис о курдах

4 м.   |  2020-11-09

В ласти Турции, как правило, легитимируют свои действия в той или иной зоне ближневосточного конфликта «антитеррористической» борьбой против курдских группировок.

Турция неоднократно нарушала территориальную целостность Сирии и Ирака и начинала военные операции на территории соседних стран, основываясь на ложном тезисе об угрозе, якобы курдских групп в этих государствах. Руководствуясь необходимостью разработки и проведения «антитеррористической» операции против курдов, Турция фактически оккупировала часть Сирии под предлогом создания зоны безопасности в соседней стране.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган пытается использовать ту же логику и в южно-кавказском направлении. Еще до военных действий против Арцаха турецкие СМИ, в экспертных, а затем в общественно-политических кругах начали муссироваться слухи о «переброске боевиков Курдской рабочей партии (КРП) в зону Нагорно-Карабахского конфликта» якобы с целью участия в наступательных действиях против Азербайджана.

В частности, отмечалось, что курдские группы переезжают из Сирии и Ирака. На ложном тезисе о вовлеченности курдских боевиков спекулировали еще во время июльских военных действий между Арменией и Азербайджаном в Тавушском направлении.

28 октября Эрдоган заявил, что днем раннее по его инициативе в ходе телефонного разговора с президентом России Владимиром Путиным он представил российской стороне информацию о «причастности к военным действиям 2000 курдских боевиков от Армении» [1].

Примечательно, что в официальном сообщении Кремля по поводу телефонного разговора президентов двух стран об этом нет ни слова. Более того, согласно сообщению пресс-службы президента РФ, Путин сам выразил обеспокоенность в связи с расширением масштабов вовлечения в военные действия террористических группировок, переброшенных с Ближнего Востока [2].

Отметим, официальная Москва на самом высоком уровне неоднократно подтверждала, что Турция перебрасывала протурецкие террористические группировки из Сирии и Ирака в зону карабахского конфликта для участия в военных действиях против Арцаха.

Таким образом, распространяя ложный тезис о «причастности курдских боевиков к операциям против Азербайджана», Эрдоган, во-первых, пытается свести на нет и исказить факт вовлеченности террористических групп в военные действия против Арцаха, который, кстати, был подтвержден международным сообществом и по меньшей мере со стороны трех стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ. И, во-вторых, этим ложным тезисом Анкара пытается легитимировать возможность отправки турецких войск в Азербайджан, а также прямое вовлечение Турции в военные действия против НКР.

Напомним, в Турции уже во второй раз на самом высоком уровне говорят о готовности при необходимости направить войска в Азербайджан. 9 октября спикер парламента Турции Мустафа Шентоп заявил, что на фоне нагорно-карабахского конфликта законодательный орган страны может рассмотреть вопрос об отправке турецких войск в Азербайджан, однако пока в этом нет необходимости. Позже, 21 октября, в интервью CNN Turk вице-президент Турции Фуат Октай подтвердил готовность Анкары направить турецкие войска в Азербайджан [3].

Манипулируя ложным тезисом об участии курдских боевиков, Эрдоган может подготовить почву для «антитеррористической» операции в зоне нагорно-карабахского конфликта. Логика такова: Россия проводит антитеррористическую операцию в Сирии, нейтрализует протурецкие террористические группировки, Турция в ответ действует в Нагорном Карабахе.

В Турции этот ложный тезис используется как инструмент давления на Россию, чтобы вытеснить Москву из формата сопредседательства Минской группы ОБСЕ и сформировать новый российско-турецкий двусторонний договор. Это, по крайней мере, было вторым прямым предложением Анкары России во время боевых действий против Арцаха. Это первый случай, когда министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу сделал такое предложение, однако глава МИД РФ Сергей Лавров на него не отреагировал.

Фактически, это уже третий раз, когда сопредседателям Минской группы ОБСЕ не удается достичь реализации договоренности об установлении режима гуманитарного перемирия. По этому вопросу у России позиция четкая: одно дело иметь двустороннее соглашение по конфликту в Сирии или Ливии, но совсем другая логика работает в случае карабахского конфликта, где у РФ есть жизненно важные интересы.


[1] https://news.ru/world/erdogan-soobshil-putinu-o

[2] http://kremlin.ru/events/president/news/64289

[3] https://orbeli.am/hy/post/656/2020-10-23/%D4%