Россия и Турция: союзники и соперники
6 м. | 2022-05-30Р оссийско-турецкие отношения на протяжении всей своей истории строились исходя из геополитической конъюнктуры в тот или иной период. Естественные конкуренты сразу в нескольких регионах – Ближний Восток, Южный Кавказ и Центральная Азия – Турция и Россия сегодня, как и век назад, используют отношения друг с другом в своих геополитических целях: если Турция, заигрывая с Россией, пытается выторговать от Запада дополнительные дивиденды, то Россия пытается удержать Турцию от полного слияния с Западом, сохраняя некую стабильность у своих южных рубежей.
Сегодня, когда противостояние России и Запада из стадии «холодной войны» переросло в горячую фазу на Украине, Москва и Анкара стремятся максимально использовать свои отношения. Однако, геополитические процессы вокруг обеих стран за последние годы показывают, что России приходится идти на все большие уступки своему стратегическому партнеру Турции.
Говоря о регионе Ближнего Востока, то Москва, как один из гарантов прекращения огня в Сирии наряду с Турцией и Ираном, согласилась на оккупацию Турцией северных регионов Сирии, где продолжают действовать турецкие прокси-боевики. И хотя, в случае наличия разногласий между двумя странами Россия при помощи авиаударов своими ВКС по позициям протурецких боевиков напоминает Анкаре, что ситуация может измениться, тем не менее, на радикальные действия против Турции Москва не решается. Более того, на фоне заявления президента Турции Реджепа Эрдогана о готовящейся новой военной операции на севере Сирии, в Сети появилась не подтвержденная информация о том, что Россия выводит часть своих войск из Манбиджа.
Похожая ситуация сложилась и на Южном Кавказе. Осенью 2020 года, когда Азербайджан напал на Арцах (Нагорный Карабах), Турция оказывала Азербайджану полномасштабную поддержку, тем самым, вторгнувшись в регион. Москва в свою очередь продемонстрировала чрезмерную дипломатию и, сославшись на международное право и непризнанный статус Нагорного Карабаха, где проходили боевые действия, напрямую не вмешалась в конфликт на стороне Армении. Большая часть республики, которая всегда ориентировалась на Россию, оказалась под контролем Азербайджана. Турецкий военный контингент получил возможность легально находиться на территории Карабаха в формате российско-турецкого мониторингового центра в Акне (Агдам). Если Россия рассчитывала таким образом приблизить Турцию к себе, на деле лишь приблизила Азербайджан к Турции, а соответственно – НАТО. Декларация о союзническом взаимодействии, подписанная между Россией и Азербайджаном 22 февраля 2022 года, не накладывает на стороны правовых обязательств без дополнительного законодательного регулирования.
В то же время, после войны 2020 года Турция и Азербайджан регулярно проводят совместные военные учения с целью привести азербайджанские вооруженные силы в соответствие со стандартами НАТО. Специально с этой целью даже был создан Национальный университет обороны. Турецкие военные приняли участие в морских учениях на Каспии, несмотря на имеющиеся соглашения между странами каспийского бассейна о том, что иностранные силы не должны находиться в Каспийском море. Азербайджан утверждает, что турецких кораблей в самой акватории не было, однако факт присутствия турецкого военного контингента на учениях уже является вызовом для соседей по морю, рассматривающих НАТО как противников.
Нестабильна ситуация и в самом Карабахе – зоне ответственности российских миротворцев. Азербайджан, а соответственно и Турция, отказываются мириться с присутствием российского военного контингента. Баку до сих пор не подписал документ, подтверждающий мандат РМК, а подконтрольные СМИ и политики требуют вывода миротворцев. Параллельно азербайджанская сторона прилагает усилия по дискредитации российских миротворцев, нарушая режим прекращения огня, терроризируя местное население, а в марте т.г. азербайджанская сторона перекрыла подачу газа, поступающего из Армении в Арцах. Понимая, насколько Москве сейчас нужна лояльность Анкары, азербайджано-турецкий тандем пытается урвать от России больший кусок.
Ч то касается союзника России на Южном Кавказе – Армении, то армянское руководство стремится углублять интеграцию с Европейским союзом. Также, Ереван пытается выйти из-под единоличного контроля России над карабахским урегулированием, активно вовлекая сопредседателей Минской группы от Франции и США к процессу возобновления переговоров. Неслучайно, Пашинян и Алиев не ограничились трехсторонним форматом переговоров с участием России и продолжили встречи при посредничестве главы европейской дипломатии Шарля Мишеля в Брюсселе, которые состоялись 6 апреля и 22 мая. Официальная Москва не препятствует посредническим усилиям Европы в этом вопросе, настаивая, что трехсторонние договоренности должны выполняться безукоснительно. В частности, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, выразила надежду, что Брюссель будет помогать в реализации трехсторонних договоренностей Ереван-Баку-Москва, а не пытаться вести геополитические игры.
В этом контексте следует отметить и начало процесса нормализации армяно-турецких отношений. В статье армянского и турецкого экспертов Ричарда Гирагосяна и Асли Айдынташбаш отмечается, для Анкары нормализация взаимодействия с Ереваном даст дипломатические дивиденды в отношениях с Западом, особенно США, а также с НАТО и ЕС. Открытие границы с Арменией предоставит возможность для повышения экономической активности на востоке страны. Кроме того, нормализация отношений с Арменией может также обеспечить Турции более активную роль в региональных инициативах по восстановлению торговли и транспортных коммуникаций в регионе. Турция не скрывает, что действует исключительно в интересах Азербайджана и согласовывает с ним все свои действия по вопросу нормализации отношений с Арменией.
Еще один формат, в рамках которого пересекаются интересы России и Турции – это региональный формат 3+3 (Армения, Азербайджан, Грузия + Россия, Турция, Иран) на Южном Кавказе. Формат пока не функционирует, поскольку Грузия все еще не дала согласия на свое участие в нем. Первые две встречи в формате 3+2 не дали существенных результатов. Однако, очевидно, что платформа также направлена на большее вовлечение Турции в региональные процессы. И в данном вопросе Россия поддерживает усилия Турции по задействованию формату. Глава МИД РФ Сергей Лавров на пресс-конференции с армянским коллегой Араратом Мирзояном отметил, что площадка 3+3 открывает дополнительные возможности для налаживания диалога и развития многопланового сотрудничества между всеми странами Южного Кавказа и их соседями. Особенно Россия заинтересована в вовлечении Грузии. Неслучайно, на заседании министров иностранных дел стран-членов ОБСЕ в декабре 2021 года Лавров подчеркнул, что Грузии стоит присмотреться к новым форматам безопасности, которые Россия намерена предложить взамен интеграции в НАТО.
На сегодняшний день Россия поддерживает инициативы с участием Турции на Южном Кавказе, однако, следует помнить, что две экс-империи являются не естественными союзниками, а естественными соперниками с временно совпадающими интересами. Растущие амбиции Анкары в отношении Средней Азии не могут не вызывать настороженности Москвы. Турция укрепляет всесторонние отношения, в том числе в военно-промышленной сфере, со странами, которые она рассматривает как составные общего тюркского мира.