Общественные настроения в Грузии в контексте российско-украинского конфликта
11 м. | 2022-05-10По данным исследования NDI Март, 2022
2 1 апреля опубликованы сравнительные результаты двух исследований американской организации NDI (National Democratic Institute) в Грузии. Первое исследование проведено 3-15 февраля – до начала российской ограниченной военной операции в Украине, а второе исследование – 9-20 марта, после ее начала. Ограниченная военная операция началась 24 февраля 2022 г.
Метод опроса – телефонный. Объем выборки первого исследования – 2036 респондентов, второго исследования – 2024 респондента. Использованы простые случайные выборки. Охват выборок – общереспубликанский. Выборки репрезентативны по типу населенного пункта (Тбилиси, города, села). Данные о репрезентативности по другим параметрам, в частности по полу и возрастным категориям, не опубликованы. Уровень отклика 18%, т.е. из 100 человек ответивших на телефонный звонок,18 соглашались участвовать в опросе.
В отчете исследования представлены результаты двух исследований, которые позволили оценить влияние российской ограниченной военной операции на отношение грузинского общества к России. Однако важнее то, что в отчете представлены данные об отношении грузинского общества к правящей партии, а также общей лояльности населения к политическому курсу страны за достаточно длительный период времени, начиная с января 2012 г. Это позволяет интерпретировать результаты исследования в более широком временном контексте и составить представление о дальнейшем развитии событий в Грузии.
В статье приведены диаграммы с основными результатами исследований NDI и их краткие интерпретации.
Изменения общественных установок в Грузии после начала российской ограниченной военной операции
- На Диаграмме 1 представлены ответы на вопрос: «С какими странами Грузия должна иметь наиболее тесные отношения в политической/экономической сфере?» Допускалось до трех ответов.
Диаграмма 1
Д анные показывают, что после начала российской ограниченной военной операции оценка важности России в качестве близкого партнера Грузии и в политической, и экономической сферах снизилась. Если в феврале она была на третьем месте в политической сфере и на втором месте – в экономической, то в марте – на пятом месте и в политической, и в экономической сферах. В обоих случаях сокращение значительное. В политической сфере с 24 до 13 процентов, а в экономической сфере – с 29 до 16 процентов.
- На Диаграмме 2 приведены ответы на вопрос: «За последние 5 лет снизилось, повысилось или не изменилось влияние на Грузию следующих стран и организаций?»
Диаграмма 2
В Грузии и в феврале, и в марте количество респондентов, считающих, что «Россия имеет большое влияние на Грузию», было больше, чем по части ЕС, США и НАТО. При этом данная оценка для России слегка повысилась – с 51 до 53 процентов, а для всех остальных снизилась: для ЕС – с 33 до 25 процентов, для США – с 31 до 25 процентов, а для НАТО – с 25 до 17 процентов.
С прогностической точки зрения эти данные получают важное значение: среди основных силовых субъектов Россия имеет самое большое влияние на Грузию.
- На Диаграмме 3 представлены ответы на вопрос: «Вы одобряете или не одобряете цель Правительства Грузии присоединиться к ЕС?» Приведен динамический ряд начиная с февраля 2012 года.
Диаграмма 3
По меньшей мере с 2012 года в Грузии уровень одобрения стремления Правительства вступить в ЕС был и остается очень высоким. В течение последних трех лет этот показатель колеблется вокруг уровня 80 процентов.
- На Диаграмме 4 приведены ответы на аналогичный вопрос о НАТО начиная с июня 2012 года: «Вы одобряете или не одобряете цель Правительства Грузии вступить в НАТО?»
Диаграмма 4
Хотя в Грузии уровень одобрения политики вхождения в НАТО уступает уровню одобрения в вопросе вступления в ЕС, однако степень распространенности этой установки в обществе тоже очень высока. Данные диаграммы показывают, что эта установка имеет циклы резкого роста и постепенного спада. Вероятно, резкие скачки поддержки в вопросе вступления в НАТО связаны с конкретным событиями, имеющими большой общественный резонанс.
Отметим, что с декабря 2021 начался период снижения уровня поддержки в вопросе вступления Грузии в НАТО. Вероятнее всего, ограниченная военная операция России в Украине поспособствует дальнейшему снижению степени распространенности этой установки.
- На Диаграмме 5 приведены ответы на вопрос: «Есть различные мнения о вступлении Грузии в НАТО и ЕС. Вы согласны или не согласны со следующими мнениями?
- Присоединившись к ЕС, Грузия потеряет свою национальную идентичность;
- Присоединение к НАТО посодействует восстановлению территориальной целостности Грузии;
- Присоединение к НАТО повысит риск российской агрессии по отношению к Грузии».
На диаграмме приведены данные за 2017, 2018, февраль 2022 и март 2022гг.
Диаграмма 5
С утверждением, что присоединение к НАТО посодействует восстановлению территориальной целостности Грузии, согласны 58 процентов респондентов, а с утверждением, что это повышает риск российской агрессии, согласны 69 процентов. Сумма согласных с этими двумя утверждениями превышает 100 процентов. Это означает, что в Грузии по вопросу о присоединении к НАТО налицо когнитивный диссонанс.
Это расхождение во мнениях имеет основополагающее значение в контексте политической борьбы правительства и оппозиции. Фобии в грузинском обществе перед российской агрессией сегодня сильнее, чем желание восстановления территориальной целостности. Однако степень распространенности установки, что НАТО поможет восстановлению территориальной целостности, также достаточно высока для того, чтобы оппозиция воспользовалась этим в ходе политической борьбы.
- На диаграмме 6 приведены ответы на вопрос: «Вы одобряете или не одобряете решение Правительства Грузии не присоединяться к антироссийским санкциям?»
Диаграмма 6
Большинство в обществе Грузии считает правильным решение Правительства о не присоединении к антироссийским санкциям. Это согласуется с результатом, согласно которому большинство считает, что присоединение к НАТО повышает риск безопасности Грузии. Благоразумие требует предпочесть национальный интерес.
Лояльность к политическому курсу страны
В контексте результатов исследования важен вопрос, повлияла ли российская ограниченная военная операция на уровень лояльности общества к политическому курсу страны и к правящей партии?
- На Диаграмме 7 представлены ответы на вопрос: «Есть разные мнения о том, в каком направлении движется Грузия. Какое мнение ближе к Вашему: Грузия идет в правильном направлении, в Грузии ничего не меняется, Грузия идет в неправильном направлении?» Временной ряд начинается с мая 2009 года.
Диаграмма 7
С августа 2020, после парламентских выборов, уровень лояльности к общему курсу страны снижался. Однако с июля 2021г. лояльность начала расти. Только лишь данные исследования за март 2022г. не дают достаточных оснований считать, что из-за российской ограниченной военной операции рост лояльности населения Грузии к Правительству может остановиться.
- На Диаграмме 8 представлены ответы на вопрос: «Какую партию Вы считаете наиболее близкой к себе?» Представлены данные последних десяти лет. На диаграмме отображены уровни доверия к правящей партии «Грузинская мечта», основной оппозиционной партии «Единое национальное движение» (основанной М. Саакашвили), агрегированное доверие ко всем остальным партиям Грузии, а также количество тех, кто ответил, что не имеет близкой к себе партии, или затруднились ответить, или отказались ответить на этот вопрос.
Диаграмма 8
В течение 2017-2022 годов количество сторонников правящей партии, как правило, в несколько раз превышало число сторонников основной оппозиционной партии. При этом важно, что это соотношение поддерживалось в контексте очень высокого недоверия к партийной системе в целом. По данным за март 2022г., партию «Грузинская мечта» считали «наиболее близкой к себе» 22 процента совершеннолетнего населения Грузии, партию «Единое национальное движение» - 7 процентов, все остальные партии – 6 процентов, а 64 процента респондентов не имели какого-либо партийного предпочтения.
Динамический ряд показывает, что правящая партия «Грузинская мечта» сохраняет подавляющее преимущество над основной оппозиционной партией «Единое национальное движение».
Основные выводы и интерпретации
Т аким образом, сопоставление результатов 32 общегрузинских социологических исследований NDI, в том числе двух исследований, проведенных в феврали и марте 2022 года, приводят к следующим основным выводам, которые важны для прогноза развития политических процессов в Грузии.
По мнению большинства в обществе Грузии:
- Россия имеет большее влияние на Грузию, чем США, НАТО и ЕС.
- Присоединение к НАТО увеличивает риски для Грузии, вытекающие из России.
- Грузинские власти правильно поступают, не присоединяясь к антироссийским санкциям.
- Лояльность населения к общему курсу страны на низком уровне. Однако сегодня нет явно обозначенной тенденции роста, снижения или неизменности.
- Поддержка правящей партии в обществе Грузии троекратно преобладает над уровнем поддержки основной оппозиционной партии.
- 64 процента общества Грузии не испытывает доверия к какой-либо из имеющихся партий. В Грузии сохраняется большой потенциал для развития новых политических сил. Основная проблема – какие силы и насколько смогут реализовать этот потенциал.
Рассмотрим контекст этих выводов.
В результате грузино-осетинской войны 2008 г., в которую РФ выступила на стороне Южной Осетии, в грузинском обществе сформировались фобии по отношению к России. Эти фобии сохранились до сих пор вследствие 15-летней интенсивной системной антироссийской пропаганды в Грузии. По результатам исследований другой американской организации – Международного Республиканского Института (International Republican Institute) – сегмент общества Грузии, который считает, что «агрессия России по отношению к Грузии продолжается» (формулировка IRI), с 2015 по июль 2021 вырос с 67 до 80 процентов.
Российская специальная военная операция в Украине сопровождается в Грузии интенсивной антироссийской информационной политикой, в рамках которой среди основных тем присутствуют такие, как «человеческие жертвы в Украине», «человеческие страдания в Украине», «разрушения гражданских объектов», которые усиливают эти фобии.
Грузинское общество считает, что присоединение к НАТО является основным средством защиты от российской угрозы. Однако после начала российской специальной военной операции в Украине, и НАТО, и США систематически и прямо заявляют, что их войска не будут участвовать в военных действиях в Украине. Эти заявления в общественной памяти Грузии освежают воспоминания о том, что в августе 2008 года США и НАТО также не помогли Грузии войсками. Следовательно, вступление в НАТО увеличит риск военного столкновения с Россией, а США и НАТО войсками не помогут. Это означает быструю военную катастрофу для Грузии.
Следовательно, начавшаяся тенденция по снижению степени распространенности установки о присоединении Грузии к НАТО, вероятно, продолжится.
Поэтому большинство в обществе Грузии согласно с политикой правительства республики не присоединяться к антироссийским санкциям. Эта установка согласуется с фобиями в грузинском обществе.
С другой стороны, существует также фактор чисто прагматического благоразумия. И власти, и общество Грузии понимают чрезвычайную важность России как экономического партнера и то, что присоединение к антироссийским санкциям может иметь тяжелые экономические последствия.
В 2021 году экспорт Грузии в Россию составил 16.1 процент от всего экспорта страны, а импорт из РФ – 14.3 процента от общего объема импорта.
Военное руководство России объявило, что цель второй фазы российской ограниченной военной операции в Украине – освобождение русскоязычных областей Украины, от Харькова до Одессы, тем самым отрезав Украину от Черного моря и образуя сухопутную связь с Приднестровской Республикой.[1] Реализация этого плана закроет морскую коммуникацию между Грузией и Украиной. Грузинский экспорт в Украину в 2021 году составил 5.5 процента от общего экспорта Грузии, а импорт из Украины – 5.5 процента от общего импорта республики.
Поэтому следует ожидать, что при прочих равных условиях позиция правящей партии «Грузинская мечта» будет укрепляться.
Однако следует иметь в виду, что одновременно, постепенно усиливается давление США и ЕС на Грузию, чтобы та присоединилась к антироссийским санкциям. В Грузии это решение продвигают президент Грузии С. Зурабишвили, практически все оппозиционные партии, финансируемые западом общественные организации и движения. В контексте сегодняшних событий следует по-новому интерпретировать возвращение М. Саакашвили в Грузию 1 октября 2021 года. Хотя он задержан и до сих пор находится в заключении, однако его политическая активность превышает активность практически всех оппозиционных политиков Грузии.
Приведенные две противоположные тенденции могут сформировать в Грузии очередной внутриполитический кризис.
Об отклонения от этики и методики социологических исследований в Докладе NDI
Э тика социологических исследований требует при разработке, проведении, интерпретации и публичном представлении результатов исследования соблюдать научную непредвзятость. Запрещается демонстрация любых политических предпочтений. Наличие пропагандистских элементов недопустимо не только из этических соображений. Это вызывает сомнения к адекватности представляемых данных.
В Докладе NDI нарушены этические требования к социологическим исследованиям. В нем присутствует откровенная пропаганда. В частности, на слайдах 9, 29 и 34 доклада присутствует хештег SlavaUkraini, который в интернет-пространстве символизирует проукраинские установки и с его помощью находят проукраинские и антироссийские записи.
Неприкрытая политическая загруженность текста доклада вызывает недоверие к результатам исследования. Возникает вопрос: были ли встроены пропагандистские проукраинские элементы и в других стадиях исследования? Например, в интонациях интервьюеров во время интервью, формулировки вопросов и вариантов ответов на грузинском языке и т.п.
[1]«СИМФЕРОПОЛЬ, 22 апр – РИА Новости Крым. Вооруженные силы РФ в ходе второй фазы специальной военной операции планируют установить полный контроль над Донбассом и югом Украины и обеспечить сухопутный коридор в Крым. Об этом сообщил исполняющий обязанности командующего войсками Центрального военного округа Рустам Миннекаев.», https://crimea.ria.ru/20220422/nazvany-glavnye-tseli-vtoroy-fazy-spetsoperatsii-na-ukraine-1123022439.html