Стабильная, развивающаяся Армения очень важна для Северного Кавказа

5 м.   |  2021-10-15

Об улучшении имиджа Северного Кавказа, афганских событиях, а также о вопросах Южного Кавказа в интервью Центру «Орбели» рассказал ведущий кавказовед, старший научный сотрудник МГИМО МИД России Ахмет Ярликапов.

– Ахмет Аминович, международное сообщество всегда выражало обеспокоенность касательно Кавказа, в частности, Северного Кавказа, с учетом возможной угрозы глобального терроризма, связанного с этим регионом. Какие, с Вашей точки зрения, шаги необходимы для улучшения  имиджа Северного Кавказа?  Каким образом следует презентовать реальный Кавказ и проживающие здесь народы?

– Очень много работы надо провести над улучшением имиджа Северного Кавказа и Кавказа вообще. В последнее время много чего делается, очень вырос туризм в регионе, и это произошло во многом, в том числе благодаря пандемии коронавируса. Не было счастья, да несчастье помогло.  Из-за ковида, из-за того, что границы оказались закрыты, очень многие стали ездить на Северный Кавказ. В этом году я был на Северном Кавказе и собственными глазами видел, что очень много людей из других регионов, в том же Дагестане, который всегда считался таким проблемным регионом. Всегда считалось, что там теракты. А тут люди поехали. Думаю, что открытие границ, если это случится, еще больше усилит движение между кавказскими народами и будет способствовать  улучшению имиджа не только Северного Кавказа, но Кавказа в целом. Эту мобильность в кавказском регионе надо усиливать. Естественно, в основном россияне путешествовали, иностранцев не так много, но интерес с их стороны к региону тоже имеется. На международном уровне необходимо всячески пропагандировать Кавказский регион как уникальный культурный перекресток, в первую очередь, перекресток разнообразных культур, традиций и т.д. Помимо этого, необходимо продолжать борьбу с терроризмом, потому что угроза, к сожалению, никуда не делась. В регионе до сих пор очень высокий уровень радикализма. Этот радикализм тоже никуда не делся. Интерес со стороны различных террористических организаций также никуда не делся. Вот со всем этим надо не прекращая бороться, тем более что есть очень заметные успехи. Резко снизилась террористическая активность на Северном Кавказе.  

По Вашему мнению, могут ли последние развития в Афганистане пробудить радикальные настроения на Северном Кавказе и создать напряженную обстановку в стране?

– Напряженную обстановку они могут создать без всякого сомнения. Насчет повышения уровня радикализма – не уверен, поскольку даже без того, что произошло в Афганистане, он высокий. Не вижу каких-то предпосылок к тому, чтобы события в Афганистане реально повлияли на обстановку в России в целом и на Северном Кавказе в частности, потому что террористическая организация, которая пришла к власти в Афганистане, «Талибан», она все-таки очень своеобразная. У нее своеобразная идеология, она не позиционирует себя как террористическая сеть мирового уровня, вроде «Аль-Каиды», ИГИЛ и т.д. У «Талибана» практически нет никаких завязок и выходов ни на Северный Кавказ, ни на Кавказ вообще. «Талибан» не будет непосредственно влиять на регион, но сама победа «Талибана», несомненно, играет «вдохновляющую» роль. 

Периодически небольшие инциденты фиксируются в Грузии, откуда несколько десятков человек были вовлечены в ряды террористической организации «Исламское государство». Недавно была проведена очередная антитеррористическая операция в Панкисском ущелье, есть задержанные. Как Вы считаете, это совпадение, или налицо попытка транзита афганской нестабильности на Южный Кавказ? 

– Думаю, непосредственно с афганскими событиями это не связано. Полагаю, это эхо того, что активно там проходило в 2013-2016 годах. Это все-таки связано еще с «Исламским государством». На Ближнем Востоке ИГ разгромили, и такой определенной большой территории, которую «Исламское государство» контролирует, там нет. На самом деле ИГ как террористическая организация никуда не делась. Она очень сильна на Ближнем Востоке. Хочу особо отметить, что эта организация очень сильна на Ближнем Востоке до сих пор. Многие эксперты считают, что до сих пор на Ближнем Востоке около 70000 человек находится в рядах этой террористической сети. То есть, это огромное количество. И никуда не делись всякие вербовщики, никуда не делись те, кто занимается производством разнообразного контента от имени этой организации. Думаю, что произошедшее в Панкисском ущелье – как раз таки для нас напоминание того, что Афганистан Афганистаном, но более реальной угрозой для Кавказа до сих пор остается ИГ.

– В ходе недавней широкомасштабной войны в Арцахе Армения, вследствие прямого вмешательства Турции, столкнулась с проблемой сирийских наемников. Вопрос о том, что Южный Кавказ может в итоге стать новым пристанищем для террористов, был озвучен во всех возможных международных инстанциях. Как Вы считаете, есть ли такая опасность, и действительно ли Южный Кавказ представляет интерес для террористических группировок?

– Во-первых ничего исключать нельзя, во-вторых и Северный Кавказ, и Южный Кавказ представляют очень большой интерес для террористических организаций, для ИГИЛ тоже. До этого значительная часть населения Южного Кавказа была шиитской, но мы последнее время наблюдаем такие интересные процессы суннитизации населения Южного Кавказа. Это происходит не только в Азербайджане, но также в Грузии. В Грузии есть очень много таких интересных сел, прежде шиитских, которые довольно быстро становятся суннитским.  Да, этот регион важен для террористических организаций и как транзитный. Этот регион транзитный, и он очень хорошо показал себя в качестве транзитного в 2013-2016гг., когда большой транзит шел через Южный Кавказ. Он представляет интерес в первую очередь как транзитный, но также представляет интерес в качестве региона, который может поставлять живую силу. Вообще нестабильность на Южном Кавказе в целом, конечно, тоже представляет интерес.

– С Вашей точки зрения, какой интерес для региона Северного Кавказа представляют Армения и связанные с ней развития?

– Для Северного Кавказа Армения представляет огромный интерес. Это было и исторически: наши регионы были достаточно серьезно связаны. В языках многих народов до сих пор понятия «армянин» и «христианин» равнозначны. Христианин – это армянин. Это сохранилось до сегодняшнего дня и свидетельствует о том, что прежде имелись серьезные культурные связи. И сегодня Армения, конечно, представляет очень большой интерес.  Стабильная, развивающаяся Армения, конечно же, очень важна для Северного Кавказа также в плане общей ситуации. Если ситуация на Кавказе будет стабильной, то для жителей Северного Кавказа это, конечно же, очень важно и нужно. Вы, наверное, тоже знаете, что на Северном Кавказе проживает большое число армян. Армяне являются очень заметной частью населения Ставропольского края, Краснодарского края, многих северокавказских республик. Я думаю, что это взаимно. Для Армении Северный Кавказ как стабильный и развивающийся регион тоже очень важен.