Трансформации названия дороги Азербайджан-Нахичеван в турецком дискурсе
6 м. | 2021-09-08Н е секрет, что в тексте трехстороннего заявления от 10 ноября 2020 г. формулировка касательно пути, соединяющего западные районы Азербайджана с Нахичеваном [1], вызвало в Турции не меньший ажиотаж, чем в Азербайджане. Более того, эта тема была на первом плане в публикациях турецкой прессы о трехстороннем заявлении, причем во многих случаях со специальными подзаголовком. Если возможный путь / дорога, обсуждаемый в турецком дискурсе с момента публикации заявления по сей день, однозначно представлен как коридор, то ситуация вокруг наименования или характеристики предполагаемого «коридора» кардинально иная.
С самого начала озвучивались другие названия и характеристики, пока турецкие круги наконец не остановились на придуманном Алиевым «Зангезурском коридоре». Следует отметить, что параллельно со сменой названий изменились и оценки значимости дороги, ее предполагаемых преимуществ и пользы. В условиях всеобщего энтузиазма в первые дни после заявления в публикациях и аналитических материалах СМИ тезис об открытии коммуникаций преподносился как достижение, равное по значимости с захватом территорий Арцаха, а иногда даже как нечто куда более важное.
В первые дни в турецком дискурсе, особенно среди аналитиков возможный путь назывался «Тюркский коридор», «Тюркские ворота», что уже характеризует планы Турции в отношении предполагаемого коридора. Тем самым, «коридор», который предполагается открыть, с турецкой точки зрения, должен обеспечить бесперебойное наземное сообщение между Турцией и Азербайджаном, стать потенциальными воротами для Турции и тюркского мира, а также предоставить для этой страны возможность достичь берегов Тихого океана.
По некоторым оценкам турецкой прессы, запуск этой дороги значительно укрепит торгово-экономические отношения между Турцией и тюркоязычными странами Центральной Азии, что неизбежно усилит политические и другие связи этих государств, создав благоприятные условия для новых интеграционных платформ или расширения уже действующих.
В этом контексте говорилось также о возможных экономических выгодах для Турции, в частности, отмечалось, что объем торговли турецких провинций, граничащих с Арменией, увеличится в 3-4 раза (об этом заявлял председатель Торгово-промышленной палаты провинции Агры Саим Алпаслан) и др.
На официальном уровне также часто говорилось о достижениях Турции и Азербайджана, новых возможностях, но с большей осторожностью и относительно более «скромной» лексикой. Глава МИД Турции М. Чавушоглу, например, 12 ноября сказал следующее. «Все выиграют, когда дороги станут короче, откроются коридоры, благодаря открытию коридора с Нахичеваном особо выиграют Азербайджан и Турция: будет спад цен, это выгодно нашим братья, занимающимся торговлей».
В декабре 2020 г. некоторые аналитики возможный путь, соединяющий основную территорию Азербайджана и Нахичеваном, стали называть «Нахичеванским коридором», что в турецком дискурсе превратилось в специальный тезис после заявления министра обороны Х. Акара на эту тему: «Работы в направлении коридоров Лачина и Нахичевана ведутся параллельно».
Этим заявлением Акар, помимо всего прочего, поставил на одну плоскость вопрос о Лачинском коридоре и пути, соединяющем две части Азербайджана, хотя в тексте трехстороннего заявления выражение Лачинский коридор упоминается трижды, а в отношении транспортных коммуникаций, проходящих через территорию Армении, формулировка «коридор» не используется вообше.
Н аряду с наименованием «Нахичеванский коридор» определенные изменения и корректировки были внесены в заявления высшего руководства Турции, что, конечно же, не могло не повлиять на аналитические круги. В частности, на первый план была выдвинута тема сотрудничества и экономического развития стран региона, в контексте которой постоянно подчеркивалось, будто сильнее всего от такого сотрудничества выиграет Армения. Изменение акцентов можно заметить в заявлениях министра иностранных дел Турции М. Чавушоглу в феврале 2021 года, когда он сказал, что открылась новая возможность для стабильности, мира, развития и восстановления в регионе. «Если в Армении также предпримут шаги в данном направлении, то от стабильности и экономического роста больше всего выиграют Армения и ее народ», - отметил глава МИД Турции.
Все эти «выгоды», естественно, в большей степени связывались с возможностью открытия дорог и, в основном, «Нахичеванского коридора». На этом этапе турецкая сторона начала активно вовлекать страны региона в проект открытия торговых путей, и с этой целью усиленно стала муссироваться выдвинутая ранее совместно с Азербайджаном идея «Платформа шестерки» или формата «3+3».
Цель такого курса - пробудить также у других стран региона интерес к этому каналу коммуникации, попытаться завлечь их перспективами получения своей доли пользы и выгоды от будущего сотрудничества и расширить спектр барьеров для тех, кто будет выступать против реализации идеи данного формата.
В Турции, как и в Азербайджане, дорога Азербайджан-Нахичеван, которая откроется в случае разблокировки коммуникаций, окончательно была утверждена под названием «Зангезурский коридор» после того, как Алиев в своем выступлении предложил членам Организации экономического сотрудничества (ОЭС) воспользоваться «Зангезурским коридором», который свяжет Азербайджан с Турцией.
После этого Анкара в сотрудничестве с Баку продолжает лоббировать запуск этого канала, пытаясь заполучить побольше стран в качестве «бенефициаров» такого проекта. В аналитических материалах, публикуемых в настоящее время в ведущих турецких СМИ, обсуждаются перспективы интеграции «Зангезурского коридора» в другие международные транзитные маршруты, в частности, в предложенный Китаем коридор «Один пояс, один путь». Запуском такого пути сообщения Турция стремится стать надежной транзитной зоной как для Китая, так и для его европейских стран-партнеров. Тем самым Анкара вместе с Баку планируют предложить Пекину второй маршрут транзита грузов через Центральную и Западную Азию в Европу (в первую очередь это железная дорога Баку-Тбилиси-Карс).
Однако долгосрочные цели турецко-азербайджанского тандема, связанные с «Зангезурским коридором», не ограничиваются только экономическими интересами, они преследуют цель заставить международное сообщество признать новые реалии, которые сформировались на Южном Кавказе вследствие 44-дневной войны.
Чтобы понять степень заинтересованности Анкары в этом вопросе, достаточно проследить за недавними заявлениями высшего руководства Турции, в которых запуск «Зангезурского коридора» уже напрямую представляется в качестве предусловия урегулирования ситуации на Кавказе. Например, министр иностранных дел Турции М. Чавушоглу 16 июля в Узбекистане заявил, что этот канал имеет жизненно важное значение для нормализации отношений на Кавказе.
Фактически, Анкара и Баку, желая интегрировать коридор в международные проекты, в частности в «Один пояс, один путь», стремятся не только стать незаменимым транзитным центром, но также закрепить в глазах международных партнеров и сделать необратимой сложившуюся на Южном Кавказе новую ситуацию.
[1] Разблокируются все экономические и транспортные связи в регионе. Республика Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджанской Республики и Нахичеванской Автономной Республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях. Контроль за транспортным сообщением осуществляют органы Пограничной службы ФСБ России. По согласованию Сторон будет обеспечено строительство новых транспортных коммуникаций, связывающих Нахичеванскую Автономную Республику с западными районами Азербайджана.