Обострение курдской проблемы в Турции

4 м.   |  2021-04-06

В последнее время курдский вопрос в Турции вновь обострился. Шаги, предпринятые властями для закрытия имеющей мандаты в парламенте оппозиционной Народно-демократической партии и судебное преследование членов НДП вызвали серьезный резонанс как внутри страны, так и на международной арене. Народно-демократическая партия считается  прокурдской политической силой и, как следует из названия, призвана защищать интересы всех национальных меньшинств в Турции.

Началом или причиной нынешнего обострения курдского вопроса в Турции можно считать убийство 13 турок в районе Гара на севере Ирака в середине февраля этого года, в котором официальная Анкара обвиняет Рабочую партию Курдистана (РПК). Ее деятельность запрещена в Турции, и она считается террористической организацией.

Инцидент получил широкий резонанс в турецких общественно-политических, медийном и экспертных кругах, актуализировав вопрос об усилении борьбы с РПК по всем направлениям. Официальная Анкара заявила, что атака получит соразмерный контрудар: силы РПК будут окончательно уничтожены.

После инцидента министр обороны Турции Хулуси Акар и начальник Генерального штаба Ясар Гюлер созвали заседание представителей высшего командования для обсуждения развития событий. Вооруженные силы Турции начали операцию против РПК на севере Ирака, открыв огонь и уничтожив ряд целей.

За этим инцидентом последовал еще один - в парламенте Турции. Выступая по случаю Международного дня родного языка (21 февраля) курдский депутат от Диярбакыра член Народно-демократической партии Имам Ташчер 23 февраля потребовал признать курдский вторым официальным языком после турецкого. По словам депутата, в Турции проживают 25 миллионов курдов [1], которые лишь частично понимают используемый в парламенте турецкий язык, поэтому необходимо сделать курдский вторым официальным языком в парламенте. В качестве шага в этом направлении депутат с трибуны парламента на курдском поздравил с Днем родного языка, что вызвало протест среди турецких депутатов.

Еще одним поводом для обострения курдского вопроса стало крушение 4 марта турецкого военного вертолета, направлявшегося из Бингеля в Татван, в результате чего умерли 11 военнослужащих (один из них - генерал), а двое получили ранения. Представитель Народно-демократической партии Сезай Темель обвинил в авиакатастрофе турецкие власти, сославшись на недопустимость полетов военных в неблагоприятных зимних условиях. Его мнение вызвало резкую критику в социальных сетях. Предметом спекуляций стало то, что бывший сопредседатель Народно-демократической партии Селахаттин Демирташ, который в настоящее время находится в тюрьме Эдирне, выразил соболезнования в связи со смертью 11 солдат, не применив к ним слова «мученик», а сказав всего лишь «погибшие солдаты».

5-8 марта Папа Римский Франциск совершил четырехдневный визит в Ирак, в ходе которого посетил Эрбиль и встретился с властями курдской автономии на севере Ирака. В память о визите понтифика власти Иракского Курдистана выпустили марку, посвященную Папе, на которой была изображена карта «Великого Курдистана». В состав «Великого Курдистана» были включены южные и юго-восточные районы современной Турции. Карта вызвала большую шумиху в Турции. В прессе писали, что власти Эрбиля на самом деле проводят пропаганду РПК.

Представитель правящей в Турции Партии справедливости и развития (ПСР) Йомер Челик заявил 10 февраля, что аналогичные действия уже были предприняты во Франции и Армении. По словам Челика, такие «фальшивые карты, которые представляют собой обычный лоскут, бессильны против могущественной Турции».

МИД Турции также выступил с осуждающим инцидент заявлением. «По случаю визита Папы власти Иракского Курдистана выпустили марку с изображением ряда провинций нашей страны как части Курдистана. Мы призываем государственные органы Иракского Курдистана немедленно исправить эту грубую ошибку и прояснить данный вопрос», - говорилось в заявлении МИД.

Нынешнее обострение курдского вопроса вызвало некоторую напряженность в отношениях Турции и Запада. В связи с убийством 13 турок в районе Гара на севере Ирака Госдепартамент США выступил с заявлением, в котором говорилось: Вашингтон готов поддержать союзника по НАТО, Турцию, и осудить этот инцидент, если будет подтверждено, что преступники являются боевиками РПК. Таким образом, Вашингтон поставил под сомнение официальную информацию Анкары об убийстве турок силами РПК.

Власти Турции осудили подобный стиль заявления и выражения соболезнований. Посла США Дэвида Сазерфилда немедленно вызвали в Министерство иностранных дел Турции и передали протест Анкары. Президент Реджеп Тайип Эрдоган также затронул этот вопрос, назвав письмо с соболезнованиями США насмешкой и указав на открытую поддержку американской стороной боевиков РПК. «Разве Америка не поддерживает РПК или курдские силы в Сирии? Америка поддерживает этих боевиков. Если мы хотим продолжить сотрудничество в рамках НАТО, нам нужно применять искренние подходы. Америка должна поддержать Турцию», - сказал Эрдоган. Фактически, президент Турции связывает вопрос об углублении сотрудничества Анкары с Североатлантическим альянсом с протурецкой позицией Вашингтона по курдскому вопросу.

Министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу также осудил подход Вашингтона. «Запад применяет двойные стандарты в борьбе с террористами. Для Запада есть хорошие или плохие террористы», - написал министр на своей странице в Twitter.


[1] Эта цифра, пожалуй, преувеличена.