Иран на пороге вступления в ЕАЭС
6 м. | 2021-03-01П осле ряда встреч на высоком уровне между представителями России и Ирана в начале 2021 года Тегеран заявил о намерении вступления в Евразийский экономический союз. 10 февраля спикер парламента Ирана Мохаммад Бакер Калибаф после 3-дневной поездки в Москву заявил по прибытии в Тегеран, что предварительные шаги по включению страны в постоянное членство в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) начнутся через две недели. Он сообщил, что передал послание Верховного лидера Исламской революции Аятоллы Сейеда Али Хаменеи президенту России Владимиру Путину, подчеркнув: «Лидер сделал акцент на долгосрочной координации и стратегических договоренностях с Россией. Его послание было, конечно, шире и охватывало другие вопросы, в том числе экономические и политические».
Официальная Россия пока не отреагировала на это заявление, но в прессе активно обсуждают предстоящее мероприятие, которое обещает стать одним из важнейших событий года не только в регионе, но и во всем мире.
Это серьезный шаг в российско-иранских отношениях, которые в последнее время носят довольно конструктивный характер. На это особенно повлияла отмена эмбарго на поставки оружия Тегерану, после чего Россия и Иран достигли договоренности о продаже вооружения. Другими словами, это увеличивает влияние России в Иране, но в настоящее время не является «угрозой» для Ирана. Политику двух стран объединяют одни и те же внешние угрозы и ограничения в виде санкций США и Запада в целом. Следовательно, их сотрудничество, как и членство в ЕАЭС, имеет определенный политический подтекст, благодаря которому Иран получит возможность продолжить процесс дедолларизации страны.
Членство Ирана в ЕАС может стать важным шагом для продвижения этой структуры, которая с момента создания стремится активизировать интеграционное сотрудничество с иностранными партнерами с целью увеличения политического и экономического влияния Евразийского экономического союза на мировом рынке. В этом контексте Иран, находящийся на перекрестке стратегически важных торговых путей, всегда рассматривался как приоритетный потенциальный кандидат на установление торгово-экономических связей, которые позволят Союзу не ограничиваться участием постсоветских стран. Кроме того, сотрудничество позволит ЕАЭС выйти на рынки юго-восточной Азии, включая Индию, способствуя расширению Евразийского экономического союза. Индия, которая много лет работает над созданием нового «Шелкового пути», получит возможность выйти на Ирана морским путем, а затем через Армению и Грузию – получит выход к России. Примечательно, что в последнее время активизировалась тема запуска Абхазской железной дороги, что тоже может быть связано с вышесказанным.
Членство Ирана в ЕАЭС последует за созданием зоны свободной торговли, переговоры вокруг которой начались в 2016 году. Еще в 2018 году стороны подписали временное соглашение о создании зоны свободной торговли между Ираном и Евразийским экономическим союзом.
Согласно этому документу, вступившему в силу 27 октября 2019 года, создание зоны свободной торговли предусматривает два этапа. На начальном этапе предполагалось реализовать временное соглашение, в рамках которого стороны планировали согласовать условия полномасштабного соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Ираном.
В ременное соглашение облегчило выход Ирана на рынки пяти стран-членов ЕАЭС. С одной стороны, Иран получает льготы на мясо и некоторые другие сельскохозяйственные товары, металлы, электрические и другие товары. Средний импортный тариф, применяемый Ираном для ввоза промышленных товаров из ЕАЭС, снизился с 22,4% до 15,4%, для сельхозпродуктов - с 32,2% до 13,2%. Всего льготы были предоставлены по части 360 наименований товаров. С другой стороны, Иран получает привилегию на экспорт фруктов, овощей, металлических изделий, строительных материалов и других товаров. Тариф для сельскохозяйственной продукции снижается с 9,6% до 4,6%, промышленных товаров - с 8% до 4,7%. Всего льготы были предоставлены по части 502 наименований товаров.
По словам представителя Таможенной службы ИРИ, с момента вступления Соглашения в силу 27 октября 2019 года по 20 июля 2020 года, объем взаимной торговли Ирана и ЕАЭС составил 6,86 млн тонн товаров на сумму 2,4 млрд долларов. Общий объем экспорта Ирана в ЕАЭС составил 1,65 млн тонн на сумму 681 млн долларов, а импорт из стран Союза – 5,2 млн тонн на сумму 1,73 млрд долларов. При этом, торговля на сумму 1,17 млрд долларов (67,3 %) осуществлялась в рамках Соглашения. Экспорт Ирана в Россию за этот период в стоимостном выражении составил 367 млн долларов (54% от общего объема экспорта Ирана в ЕАЭС), что характеризует РФ как основного торгового партнера Ирана из всей «Евразийской пятерки». За Россией следуют Армения с 164 млн долларов (24%), Казахстан с 104 млн долларов (15%), Кыргызстан с 38 млн долларов (5,6%) и Беларусь с 9 млн долларов (1,3%).
Тегерану ЗСТ с ЕАЭС предоставляет возможность открытого доступа к огромному рынку с населением более 180 млн человек. Не случайно еще до начала действия соглашения иранские производители продемонстрировали свой интерес к данному рынку. Известно, что до недавнего времени уровень товарооборота между Ираном и государствами ЕАЭС был относительно невысоким. Например, в 2016 году он был на уровне $2 млрд, в 2017 – около $2,5 млрд. Одновременно товарооборот Ирана с Китаем составлял около $40 млрд, а со странами ЕС – $13 млрд. При этом товарооборот Ирана с Китаем составлял около $40 млрд, а со странами ЕС – $13 млрд. Однако уже по итогам 2018 года иранские экспортеры нарастили поставки ЕАЭС более чем на 27%, а товарооборот составил более $2,7 млрд. В 2019 году цифры стали еще более обнадеживающими. Согласно заявлению пресс-секретаря иранской таможни Рухолла Латифи, с конца марта по декабрь объем взаимной торговли между сторонами вырос на 41%, составив более $2 млрд.
Временное соглашение с Ираном стало испытательной платформой для ЕАЭС в плане дальнейшего расширения Евразийского экономического пространства. В настоящее время Иран, похоже, преодолел этот этап и находится на пути к вступлению в ЕАЭС. Очевидно, что членство Исламской Республики в той интеграционном альянсе особенно выгодно для Армении, которая собственно и инициировала соглашение о создании свободной зоны между Ираном и ЕАЭС. Армения - единственная страна ЕАЭС, которая имеет сухопутную границу с Исламской Республикой, благодаря чему у нее будет возможность стать транзитной страной для Ирана, обеспечивающей выход к другим государствам-участникам ЕАЭС.
Посему не исключено, что Армения сможет получить иностранные инвестиции для строительства автомагистрали Север-Юг, в результате чего начнется экономическая эксплуатация свободной экономической зоны Мегри, что в свою очередь повысит геополитическое значение Сюника для Ирана и России. Членство Ирана в ЕАЭС также позволит Армении значительно снизить налоговые расходы и избавиться от дополнительных бюрократических сложностей.