Вашингтон и диалог Анкара-Тегеран
4 м. | 2021-02-15М ногие эксперты считают, во время президентства Дональда Трампа политическая стратегия США в отношении Ближнего Востока в основном выстраивалась с учетом двух главных и надежных союзников Вашингтона - Саудовской Аравии и Израиля.
По сути, это была новая перекройка в ближневосточной политике США. В прошлом Вашингтон, как и упомянутые выше ближневосточные государства, играл значительную роль в региональных процессах. Важность роли США особо подчеркивал другой, не менее надежный партнер и союзник Вашингтона, - Турция.
Некоторые эксперты, однако, идут еще дальше, отмечая, что отношения между США и Турцией начали ухудшаться не в период президентства Дональда Трампа, а в конце 2000-х годов. Рост напряженности в двусторонних отношениях произошел в основном из-за открытия огромных запасов природного газа в Восточном Средиземноморье, особенно в прибрежных исключительных экономических зонах Израиля и Кипра. Это существенно изменило внешнюю политику США, создав новые энергетические коридоры на Ближнем Востоке. В результате была подчеркнута важность Израиля, а также Греции и Кипра для Вашингтона за счет снижения влияния Анкары.
В сложившейся ситуации турецким властям ничего не оставалось, как разыграть карту с восточной или азиатской политикой, пытаясь заполнить вакуум, создаваемый охлаждением изо дня в день отношений с Вашингтоном и Брюсселем. По сути, Анкара вынуждена была начать строить свою внешнюю политику на развитии и углублении партнерства с ведущими региональными государствами, прежде всего с Россией и Ираном, за счет западного фронта, что было выгодно не только для Анкары, но также для Тегерана и Москвы, которые пытались решить свои конфликты с Европой и Вашингтоном.
Посему весьма обоснованны те экспертные оценки, согласно которым процесс охлаждения отношений США и Турции сыграл значительную роль в формировании новых региональных союзнических осей Анкара-Москва, Анкара-Тегеран. Следовательно, внешнеполитическая стратегия Турции на Ближнем Востоке и в других соседних регионах, включая Южный Кавказ, в последние годы основывалась на логике противостояния с Вашингтоном, неопределенной напряженности в отношениях с ЕС и прагматической необходимости углубления сотрудничества с Россией и Ираном.
Белый дом надеялся, что разыгрывая факт натянутых отношений с Турцией Вашингтону удастся усилить ее военно-политическую зависимость от США, а также зависимость в сфере безопасности. Однако можно предположить, что Белый дом во многом недооценил внешнеполитические ресурсы Анкары, ее стратегию экономической политики, а также возможности маневрирования.
Согласно другим экспертным оценкам, в охлаждении американо-турецких отношений значительную роль сыграла разведывательная информация, предоставленная израильской стороной, на которую в значительной степени полагалась администрация Трампа. А в последние годы, по данным израильской военной и внешней разведки, Тель-Авив воспринимал Турцию в качестве противника сродни Ирану. По мнению экспертов, на протяжении всего процессе охлаждения отношений с Вашингтоном Турция стала гораздо более независимой, раскрепощенной в своей региональной и международной политике.
Тегеран в свою очередь подчеркивает важность партнерства с соседними странами - Россией и Турцией. В Иране развитие этого сотрудничества рассматривается в основном как средство противодействия или рычаг воздействия в напряженных отношениях с США.
Это имеет принципиальное значение особенно в контексте противоположных позиций и процессов, разворачивающихся вокруг ядерной программы Ирана. Эти союзнические отношения основаны как на политических, так и на экономических факторах и факторах безопасности. Углублению взаимодействия Анкара-Иран способствовали также прохладные отношения этих стран с Израилем.
Смена лидера Белого дома - это важный сигнал для разных акторов в регионе занять новую позицию в региональных процессах, пытаясь максимально адекватно оценить собственные возможности. На это был нацелен визит министра иностранных дел Ирана Мохаммада Джавада Зарифа в Турцию в конце января 2021 года. Неслучайно одной из ключевых тем двусторонних переговоров в Стамбуле стала позиция Вашингтона в отношении региональных развитий.
В ходе встречи с министром иностранных дел Турции Мевлютом Чавушоглу Зариф жестко раскритиковал региональную политику США в отношении Тегерана и Анкары, призвав к отмене санкций против двух стран [1].
Визит сам по себе имел символическое значение и стал месседжем новому хозяину Белого дома, которым Тегеран выражал готовность продолжить углубленное многостороннее сотрудничество со странами региона, находящимися в противостоянии с Вашингтоном.
[1] Iran's foreign minister condemns US sanctions on Turkey | Middle East Eye