Политика Турции в отношении туркменов Ближнего Востока

3 м.   |  2020-12-14

Некоторые замечания

П роживающие в Сирии и Ираке туркмены, или так называемые туркоманы, находятся в зоне турецкого влияния. Особенно в последнее десятилетие власти Турции и продвигающие политику Анкары аналитические центры всевозможными способами и по всем направлениям (политическом, военном, экономическом, культурном, идеологическом и до.) оказывают туркменам поддержку.

Количество туркменских экстремистских националистических организаций резко возросло с начала сирийской войны. Более того, эти организации стали получать финансовую, военную и идеологическую поддержку от Турции. Ряд влиятельных политических организаций, таких как «Сирийское туркменское движение», «Сирийский туркменский блок», «Сирийское туркменское демократическое движение», имеют свои офисы в Турции и, по некоторым данным, сотрудничают с турецкими спецслужбами. В то же время поддержкой Турции пользуются  большие и малые военизированные туркменские группировки, например, бригады «Сирийские туркмены» и  «Джабаль аль-Туркмен» и др. [1].

Эксперты подчеркивают стратегическое значение отрядов сирийских туркмен для турецких интересов в Сирии. Анкара активно поддерживала их вооруженные отряды и даже разрешала им переход границы с Турцией. Они получали в том числе возможность вести военные операции с турецкой территории. Такая ситуация сложилась весной 2014 года, когда вооруженные группировки туркменов захватили армянонаселенный район Сирии Кесаб.

Турецкий политолог Синем Ченгиз отмечает: «Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган считает сирийских туркменов естественными союзниками не только из-за их этнических связей, но и потому, что у них есть общий враг – президент Сирии Башар Асад». Однако автор считает, что, несмотря на поддержку Турции, туркменам не удалось закрепиться в качестве политической силы, хотя и их присутствие является для Турции мощным инструментом сохранения своего влияния в Ираке и Сирии.

В то же время известно, что даже за пределами Сирии туркмены сотрудничают с Турцией, например, в Ливии, куда Анкара отправляет тысячи сирийских наемников (большинство из которых туркмены) для поддержки правительства Ливийского национального согласия.

Исследователь стамбульского аналитического центра «Омран» Н. Оливер отмечает, что большинство отправившихся в Ливию сирийских террористов  являются членами группировок «Султан Мурад» и «Султан Мехмед», входящих в состав «Сирийских туркменских бригад». Он поясняет, что договоренности с ними достигаются посредством заключения индивидуальных контрактов, которые заключаются на сроки от 3 до 6 месяцев, они получают зарплату от 2000 до 2500 долларов.

Следует отметить, что сегодня в Турции проживает около 400 000 сирийских туркменов, но из 110 000 туркменских беженцев из Сирии турецкое гражданство получили лишь 5 тысяч. Сирийским туркменам гораздо сложнее получить гражданство Турции, нежели арабам из Сирии, поскольку Анкара хочет, чтобы они оставались на сирийской территории и продолжали служить ее интересам [2].

Отметим также, что основанные за рубежом туркменами из Сирии и Ирака общественные организации и фонды реализуют ряд экономических, социальных и культурных программ среди туркменских общин. Пожалуй, наиболее активными в этом отношении являются действующие в Турции туркменские структуры, количество которых превышает один десяток, например, «Сирийское туркменское движение», «Сирийская туркменская платформа» и др.


[1] Ерицян А., Тюркский фактор во внешнеполитической стратегии турецкой Республики в Сирии, Вестник ЗабГУ.2020. Т. 26. N 1, с. 90-91
[2] The Turkmen: their heart in Syria, their mind in Turkey