Реакция Вашингтона на агрессию Азербайджана

4 м.   |  2020-10-17

О фициальные  заявления США, как правило, звучат из одного ведомства – Госдепартамента. С заявлениями выступает, в частности, госсекретарь Майк Помпео. Это подчеркивает тот факт, что Вашингтон уделяет большое внимание военным операциям, инициированным Азербайджаном против Арцаха, и событиям вокруг карабахского конфликта. С другой стороны, следует отметить, что в целом ожидания от Соединенных Штатов как сверхдержавы гораздо больше, чем просто озвучивание заявлений, хотя они довольно конкретные и адресные.

При этом не следует связывать чрезмерные ожидания с международным сообществом или тем или иным субъектом: в данном случае важно, чтобы мы не переоценивали заявления госсекретаря Помпео или же, наоборот, недооценивали.

В каком-то смысле молчание Белого дома в дни карабахской эскалации вполне понятно: страна на пороге президентских выборов, администрация президента Дональда Трампа активно вовлечена в предвыборную борьбу. С другой стороны, нельзя не сказать, что Белый дом по-прежнему достаточно активен в регионах, где у Вашингтона гораздо больше прямых интересов, чем на Южном Кавказе. В любом случае, не исключено, что в случае развития форс-мажорной ситуации будут и более жесткие месседжи, возможно даже и практические шаги.

Ссылаясь на оценки Госдепартамента США, отметим, что 1 октября 2020 года госсекретарь США Майк Помпео в интервью телеканалу Fox News коснулся военных действий в Арцахе: «Мы призываем к прекращению огня... Внешние силы должны отойти в сторону».

Думаем, что под «внешними силами» Помпео подразумевал Анкару: принимается во внимание тот факт, что Турция не является сопредседателем Минской группы ОБСЕ, следовательно, не может участвовать в политико-переговорных процессах по карабахскому конфликту, тем более в военных операциях.

В интервью 2 октября госсекретарь США упомянул: «Мне известно о публикациях касательно переброски Турцией сирийских боевиков в помощь Азербайджану. Мы видели, как сирийские боевики переправлялись в Ливию. Это создает нестабильность, это обостряет конфликт. Полагаю,  в нагорно-карабахском конфликте, а также вокруг Нагорного Карабаха  произойдет то же самое. Поэтому надеюсь, что информация не соответствует действительности» [2],[3].

Позже, 14 октября, госсекретарь Помпео заявил: «Я говорил об этом с президентом Трампом. Мы видим, что есть жертвы среди мирного населения. Видим, что Турция начала укреплять силы Азербайджана. Мы призываем всех международных игроков не вмешиваться в дела региона, не усугублять проблему» [4],[5].

В интервью 15 октября Помпео вновь упомянул о военных действиях, развязанных Азербайджаном: «То, что сегодня происходит в Азербайджане и Армении, опасно. Турки были задействованы и предоставляли ресурсы Азербайджану, увеличивая риск, усиливая эскалацию в этой исторической битве за территорию под названием Нагорный Карабах: это небольшой район с населением 150 тысяч человек. Этот конфликт может быть решен только путем переговоров и диалога вокруг установления мира, а не через вооруженное противостояние, и, безусловно, без третьих стран, которые предоставляют свою огневую силу там, где уже пороховая бочка. Надеемся, что армяне смогут защищаться от того, что делают азербайджанцы, и потом будет перемирие, а далее все сядут за стол переговоров и попытаются решить эти действительно исторические и сложные проблемы» [6],[7].

Следя за заявлениями Госдепартамента США, можно констатировать несколько реалий:

а) в первых же реакциях озвучивается призыв к внешним силам не вмешиваться в конфликт. Считаем, что адресатом этого послания является Анкара, которая не выступает страной-сопредседателем Минской группы ОБСЕ, следовательно, считается внешней силой. В заявлении под формулировкой «внешние силы», конечно, можно подразумевать  как Турцию, так и Иран и Россию.

б) последующие заявления госсекретаря Помпео, однако, уже открыто подчеркивают адресата формулировки «внешние силы». В интервью 14 октября Помпео адресно отметил, какая сторона вовлечена и усугубляет проблему в регионе, кто именно наращивает военный потенциал Азербайджана.

в) факт вовлечения Турции в военные действия был подтвержден в заявлении Помпео от 15 октября, где открытым текстом подчеркивается, что «Турция предоставляет ресурсы Баку».

г) интересный месседж и подтекст были в последнем заявлении госсекретаря: «Мы надеемся, что армяне смогут защищаться от того, что делают азербайджанцы». По сути, госсекретарь США признает, что военные действия инициировал Баку, Азербайджан является нападающей стороной, а арцахская – обороняющейся.


[1] https://www.foxnews.com/politics/mike-pompeo

[2] https://www.state.gov/secretary-michael-r-pomp

[3] https://orbeli.am/hy/post/599/2020-10-05/%D4%

[4] https://www.youtube.com/watch?v=J8CkOdmLkNI

[5] https://en.armradio.am/2020/10/14/we-have

[6] https://www.state.gov/secretary-michael-r-pompeo

[7] https://mediamax.am/am/news/karabakh/40257