Современные особенности и тенденции развития сепаратизма в Китае.

9 м.   |  2019-02-07

Уйгурская диаспора в современном виде начала формироваться в конце XIX века, когда после подавлений многочисленных восстаний мусульман в Цинской империи некоторая часть уйгуров, а также других мусульман, была вынуждена бежать из Синьцзяна боясь угнетений и расправы. Большая часть беженцев обосновалась на территории Центральной Азии, а меньшая в Османской и Персидской империях. В настоящий момент крупные уйгурские общины проживают в Казахстане, Кыргызской Республике, Узбекистане, Турции, Саудовской Аравии, Пакистане, США и Германии. Основные центры проживания уйгуров в мире представлены в Таблице 1 [1].

Историко-географический регион «Туркестан» в Центральной Азии. XIX-XX вв.

В середине XX века с помощью Турции в различных регионах мира начали формироваться уйгурские организации, которые ставили перед собой следующие задачи – сохранить этническую идентичность, а также поддержать и развивать в диаспоре национальную идею освобождения «Восточного Туркестана» (западные территории Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР). С начала 1970-х гг. основную материальную, моральную и финансовую помощь уйгурам оказывала Турецкая Республика. Как известно, в XVIII веке при поддержке правителей Османской империи на территории Цинской империи был создан «Центр национально-освободительного движения Восточного Туркестана», руководителем которого был назначен мусульманский проповедник М. Бухра. В начале 1990-х гг. движение получило возрождение уже на территории современной Турции, а руководителем стал турецкий гражданин уйгурского происхождения И. Алпеткин. Воодушевленный развалом Советского Союза, вследствие чего на территории Центральной Азии образовалось сразу 4 независимых тюркоязычных государства (Казахстан, Кыргызская Республика, Узбекистан и Туркменистан), И. Алпеткин призвал объединить усилия тюркских государств и уйгурской диаспоры с целью создания пятого тюркоязычного государства в регионе – «Уйгурстан» (или «Восточный Туркестан) [2].

Однако, в результате экономического давления со стороны КНР, а также активизации «курдского вопроса» Турецкая Республика к концу 1990-х гг. была вынуждена принять определенные законы, которые ограничивали деятельность представителей уйгурской диаспоры на ее территории.  В 1998г. турецкое правительство официально заявило о своем признании СУАР неотъемлемой частью КНР и запретила представителям уйгурской диаспоры проводить акции на территории Турецкой Республики [3].

Таблица 1. Основные центры проживания уйгуров в мире, 2018г.

Страна

Численность уйгур

Казахстан

265 000

Кыргызская Республика

55 000

Узбекистан

45 000

Турция

38 000

Саудовская Аравия

36 000

 

Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая

По этой причине в конце 1990-х гг., действующие на территории Турции уйгурские организации были вынуждены искать новые места размещения с целью продолжения своей деятельности. Такую обязанность на себя взял западный мир – США и Европа (в частности Германия). В конце 1998г. «Центр национально-освободительного движения Восточного Туркестана» переместился в Мюнхен (Германия), где в 1999г. он был преобразован в «Национальный конгресс Восточного Туркестана». В 2004г. при поддержке ряда западных государств были созданы сразу две уйгурские организации: «Правительство Восточно-Туркестанской Республики в изгнании» (Вашингтон, США) и «Всемирный уйгурский конгресс» (Мюнхен, Германия).

П ервая организация представляла интересы радикальной части уйгурской диаспоры, а вторая ставила перед собой такие задачи как борьба за демократию и этнокультурное самоопределение уйгуров в КНР. В 2005г. Соединенные Штаты добились от КНР выдачи им уйгурской диссидентки Рабия Кадыр, которая в 2006г. по предложению шведского парламентария А. Енохсона стала главной кандидатурой на Нобелевскую премию мира, что вызвало резкую критику со стороны официального Пекина. Более того, в том же году она возглавила «Всемирный уйгурский конгресс» и стала вести активную пропагандистскую деятельность среди представителей уйгурской диаспоры, которая была направлена против Китая.

Расселение основных этносов в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (май 2018г.)

В период с 2007 по 2009гг. сразу в нескольких городах СУАР были организованы массовые демонстрации, которые заканчивались погромами и столкновениями с полицией. В результате этих демонстраций, по данным западных исследовательских центров и СМИ, погибло несколько сот и пострадало более 1400 человек [4]. Председатель Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая Н. Бекри заявил, что «причиной беспорядков в столице района, городе Урумчи, стала провокация из-за рубежа [5]». В частности, он обвинил руководителя «Всемирного уйгурского конгресса» Р. Кадыр. Не секрет, что данная организация официально спонсируется со стороны нескольких организаций, зарегистрированных в США: «Национальный фонд доноров США в защиту демократии» (USNDF), «Американская ассоциация уйгуров» (UAA) и «Младотюрки» (TYT). Кстати, движение «Младотюрки» (The Young Turks) возглавляет Дженк Уйгур, который скандально известен в США за свою активную политику по отрицаю геноцида армян.

Несмотря на заявления Анкары в конце 1990-х гг., турецкие власти все же не полностью прекратили оказывать поддержку уйгурской диаспоре. На современном этапе турецкие спецслужбы под видом научно-гуманитарной и культурной деятельности через программы НКО проводят определенные работы с представителями уйгурской диаспоры. К примеру, на территории Кыргызской Республики они активно работают со следующими организациями: общество «Иттипак», уйгурский информационный центр «Эрпан», а также бишкекская правозащитная организация «Демократия». На территории Казахстана: «Исламская партия Восточного Туркестана» и «Организация освобождения Восточного Туркестана». Кстати, по решению Верховного суда Республики Казахстан, деятельность всех вышеобозначенных движений с середины 2000-х гг. запрещена на территории Казахстана. Активная работа ведется также с уйгурскими политическими и культурными организациями, действующими на территории Узбекистана. Однако, необходимо отметить, что все уйгурские организации Узбекистана находятся под пристальным вниманием спецслужб данной страны. В частности, речь идет об «Восточно-Туркестанской исламской партии».

Акция протеста уйгуров в Турции. Июль 2015г.

Н а сегодняшний день члены «Всемирного уйгурского конгресса», по их словам, стремятся к созданию независимого уйгурского государства, однако, они прекрасно понимают, что это крайне маловероятно.  На это есть множество причин, которые можно долго перечислять, но мы выделим следующие две главные причины:

1. На современном этапе в мире нет какого-либо государства, которое может силой заставить Китай отказаться от своей территории, ибо это может привезти к новой мировой войне;

2. Благодаря стремительному экономическому и научно-техническому развитию, а также усиливающейся военной мощи Китай не позволит какой-либо стране или организации добиться от него даже расширения самоуправления уйгуров СУАР.

По этой причине ни в одном официальном документе «Всемирного уйгурского конгресса» не говорится ни одного слова о независимости СУАР. На конгрессе, который состоялся в Токио в мае 2012г., участники форума подтвердили, что «уйгурский народ не требует создания независимого государства, а будет добиваться реальной политической и культурной автономии в рамках КНР [6]». А что касается тюркоязычных государств Центральной Азии, то они предпочли сохранить и развивать тесные и дружественные отношения с Пекином. Подтверждением таких намерений с их стороны стали усилия лидеров стран Центральной Азии по созданию Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), работа над которой велась совместно с Москвой и Пекином с середины 1990-х  годов.

Президент «Всемирного Уйгурского Конгресса» Рабия Кадир.

Конечно, китайская инициатива «Один пояс и один путь» сильно повлияла на внешнюю политику Турции в отношении уйгурской диаспоры, поддержка которой заметно ослабла. Однако, в то же время, необходимо отметить, что Турция вплоть до наших дней не отказалась от своей пантюркистской идеологии, немаловажная роль в которой отведена и уйгурам Китая. Напомним, что в июле 2009г. во время участия в саммите «G8» в итальянском городе Л'Акуила премьер-министр Турции Р. Эрдоган резко осудил Китай за подавление уйгурской демонстрации в городе Урумчи, используя жесткие выражения: «Против уйгуров был практически совершен геноцид [7]». Более того, достигнутые в 2015г. турецко-китайские договоренности по реализации и развитию инициативы «Один пояс и один путь» не мешают Анкаре оказывать помощь радикально настроенным уйгурам в проникновении на территорию Сирии и Ирака. Согласно данным секретных служб КНР, к 2017г. на территории Сирии и Ирака в составе различных террористических формирований сражались более пяти тысяч выходцев из СУАР [8]. В январе 2015г. в СМИ Китая распространилась информация о том, что бежавшие из КНР в Тайланд уйгуры в Посольстве Турецкой Республики легко получают турецкие паспорта, с помощью которых в дальнейшем через территорию Турции попадают в Сирию и Ирак, где они пополняют ряды террористических организаций, в том числе «Исламского государства» (ДАИШ).

Как уже было ранее отмечено, в конце 1990-х гг. Анкара официально запретила уйгурским организациям вести активную антикитайскую деятельность на территории своей страны, вследствие чего многие уйгуры перебрались в Европу и США, где они могли продолжить свою борьбу. «Покровительство» над уйгурскими организациями на себя взял Вашингтон, который не мог упустить такую историческую возможность. Ведь поддерживая уйгурские организации, Соединенные Штаты оказывают определенное давление на быстроразвивающийся Китай. В наши дни «уйгурский вопрос» необходим Вашингтону лишь как рычаг давления на Пекин, благодаря которому, в случае необходимости, США могут применить санкции в отношении данной страны.  Сегодня экономика КНР растет в семь раз быстрее, чем росла экономика США в последние десять лет. И для того, чтобы остановить быстрый экономический рост КНР Соединенные Штаты начнут свою не безызвестную «санкционную политику», подталкивая другие государства к применению аналогичных действий в знак поддержки. В августе 2018г. известная американская газета The Washington Post опубликовала интересную статью, которая подняла большой шум во всем мире. Согласно данной статье, «Китай начал кампанию, которая направлена против мусульман СУАР. Правительство КНР создало на территории Синьцзяна десятки «лагерей перевоспитания», где мусульмане СУАР (уйгуры и казахи) подвергаются жестким пыткам [9]». В конце сентября группа американских законодателей направила коллективное письмо Госсекретарю США и министру финансов, требуя применить санкции в отношении официальных лиц КНР, которые ответственны за «антимусульманскую кампанию» на территории СУАР [10]. В октябре 2018г. власти КНР опубликовали документ, который касался борьбы против экстремизма на территории СУАР. Данный документ подтверждал наличие в СУАР «лагерей перевоспитания». В частности, в документе говорится, что «Центры перевоспитания и повышения квалификации» созданы для тех людей, которые подвержены или уже находятся под влиянием экстремизма. В перевоспитании арестованных активное участие принимают психологи, а также используется идеологическое образование. В документы также указаны запреты, которые действуют на территории СУАР: носить бороду, находится в общественном месте в парандже, нарекать детей арабскими именами, водить несовершеннолетних детей в мечети, препятствовать женщинам и детям в их праве получать образование, распространять принцип «халяль» (кроме еды)

Т аким образом, на современном этапе активную роль в активизации сепаратистских настроений в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР играют уйгурские организации, расположенные главным образом в западных государствах и финансируемые ими. Данные организации при поддержке ряда СМИ намеренно преувеличивают вопрос угнетения уйгурского народа в КНР, а также нарушения его прав и свобод. Необходимо отметить, что, созданный при поддержке различных организаций, зарегистрированных в США, «Всемирный уйгурский конгресс», который должен был стать объединяющим фундаментом для большинства  уйгурских организаций, разбросанных по всему миру, не смог выполнить свое предназначение. Уйгурская диаспора до сих пор остается разделенной на многочисленные движения, которые создавались на протяжении десятков лет по всему миру. Ими было проведено множество разнообразных встреч и демонстраций, однако благодаря своей активности они лишь стали инструментом в руках тех или иных сил, которые заинтересованы в ослаблении Китая. Тем не менее, результаты их совместной деятельности с этими силами остаются на очень скромном уровне, что обусловлено раздробленностью уйгурской диаспоры, а также нарастающей экономической, научно-технической и военной мощью Китая.


[1] Уйгурская диаспора в мире, https://www.britannica.com/topic/Uighur, 14.10.2018г.

[2] Стамбульская речь И. Алпеткина, http://www.uyghurensemble.co.uk/en-html/uyghurs-diaspora, 14.10.2018г.

[3] Официальный сайт Всемирного уйгурского конгресса, http://www.uyghurcongress.org/ru/?cat=150, 18.10.2018г.

[4] El Pais, https://elpais.com/internacional/2009/07/09/actualidad/1247090412_850215.html18.10.2018г.

[5] Официальный сайт Правительства КНР, http://www.gov.cn/,18.10.2018г.

[6] Уйгуры поссорили Китай с Японией, http://www.kommersant.ru/doc/1939198, 20.10.2018г.

[7] News Bakililar, https://aze.az/news_premerministr_turcii_na_23475.html, 18.10.2018г.

[8] Syria says up to 5,000 Chinese Uighurs fighting in militant groups, 20.10.2018г.

[9] China’s repugnant campaign to destroy a minority people, 21.10.2018г.

[10] Официальный документ, опубликованный правительством КНР от 10.10.2018г., http://www.sohu.com/a/258631718_115479?g=0, 21.10.2018г.