Война может затянуться, если начнется наземная операция։ Тосунян

6 м.   |  2023-10-09

О последнем палестино-израильском военном противостоянии, его причинах и возможных региональных последствиях аналитический центр «Орбели» побеседовал с главой отдела международных новостей 9 канал/Channel 9 Israel/ Дианой Тосунян.

-В чем причина возобновления палестино-израильского конфликта именно в этот период, и какие цели преследует ХАМАС этим нападением?

-Я бы не стала заниматься исследованием целей ХАМАСа. У ХАМАС-а есть главная цель – уничтожение Израиля. Это точно. Палестино-израильский конфликт тем уникален, что его горячая фаза может начаться в любую секунду. Мы тут живем от войны к войне и в промежутках лично я постоянно жду, что завоет серена. Это реальность. Катализатором могли стать спецоперации на Западном берегу. Глава военного крыла ХАМАС Мухаммад Дейф объявил о начале военной операции против Израиля "Буря Аль-Акса". Это операция по "освобождению" мечети Аль-Акса, расположенной на Храмовой горе в Иерусалиме.

По словам Мухаммада Дейфа, израильтяне напали на верующих и осквернили Аль-Аксу. "Враг осквернил Аль-Аксу и осмелился нарушить путь Пророка". Он призвал мусульман Иерусалима, а также все исламские государства к вооруженной борьбе против Израиля. Мусульманские страны отреагировали. Ирак и Катар заявили, что это Израиль виноват в эскалации конфликта, Турция, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия призвали к деэскалации. Египет: традиционно эта страна является посредником между Израилем и Газой. Но пока дипломатические усилия, в том числе по освобождению заложников, которых боевики угнали в Газу, оказались тщетными. В 2006 году солдат Гилад Эрдан был похищен боевиками из Газы и его освободили после пяти лет и четырех месяцев заключения в обмен на 1027 палестинских заключённых, более 400 из которых были осуждены по обвинению в терроризме и убийстве около 600 израильтян. Тем самым государство Израиль продемонстрировало, что своих не бросает. Теперь заполучив заложников, пленных, как хотите называйте, ХАМАС будет торговаться. Понимаете, если даже начнется наземная операция. Надо точно знать, где люди находятся, чтобы их спасти. Наверняка они не в одном месте. Ужасная ситуация.

-Как долго могут продлиться очередные военные действия? Какова цель операции «Железные мечи» израильской армии?

-Это не операция. Это уже война. Израиль в состоянии войны. Еврейское государство может проводить масштабные боевые действия. Военно-политический кабинет проголосовал за введение пункта 40 алеф. В последний раз этот пункт применялся в 1973 году во время Войны Судного дня. Прогнозировать относительно сроков очень сложно. Война может принять затяжной характер, если начнется наземная операция. Совбез единогласно одобрил проведение наземной операции. Очень многие, да практически все военные эксперты говорят, что невозможно избежать широкой сухопутной операции. Потому что ХАМАС пересек все красные линии. Невозможно после этого оставить Сектор Газа под властью этой террористической группировки. Это будет очень тяжелая операция, много жертв. Призвали всех резервистов. И дело не только в Секторе Газа и ХАМАС-е. Нужно контролировать север. Ливанская "Хизбалла" заявляет, что подключится к военным действиям, если начнется наземная операция в палестинском анклаве. Маски сорваны. ХАМАС продемонстрировал своё истинное лицо. Это неприкрытый терроризм. Тут двух мнений быть не может. Убивая гражданских, боевики никак не помогают палестинцам. Наоборот. Они вынудили Израиль атаковать Сектор Газа. А это густонаселенная территория. Избежать гибели мирных палестинцев не получится. Это на руку ХАМАС-у. Они потом демонстрируют миру фотографии погибших мирных жителей анклава и это вызывает критику в адрес Израиля. К сожалению, сейчас очень много жертв среди израильтян. Насколько будут действенны методы ХАМАС-а на этот раз и когда международное сообщество настоятельно попросит Израиль остановить военные действия? Во всяком случае сейчас времени будет у Израиля больше, чтобы если не уничтожить ХАМАС, то максимально его ослабить. Правда, цена слишком высока.

-Какое влияние может иметь эта напряженность на внутриполитическую жизнь Израиля, ведь ряд экспертов связывают первоначальные успехи ХАМАС-а с неудачами израильских спецслужб и служб безопасности?

-Сейчас общество консолидировалось. Так всегда бывает во время войн. Почему случилось то, что случилось, почему столько жертв, об этом будут рассуждать уже после войны. Сейчас не до этого. Мы вполне можем увидеть трансформированное правительство с участием оппозиционных партий. Безопасность страны для израильтян – превыше всего. Наглая террористическая вылазка ХАМАС-а показала, что в системе безопасности возникла трещина. Израиль не может позволить себе такую роскошь. А враги наглеют, когда видят, что раздираемое внутренними противоречиями общество на глазах раскалывается…

Атаки действительно были внезапные. Дело в том, что ситуация обострилась на Западном берегу, и всё внимание было направлено туда. Вот, например, прямо перед войной, пять бойцов спецназа пограничной охраны получили ранения различной степени тяжести в ходе ночной операции в лагере беженцев Туль-Карем. В другом лагере – в Дженине все время проводили рейды. И тут в праздник - Симхат Тора, в субботу - это шабат, массированный обстрел. Сирены воздушной тревоги сработали практически во всех населенных пунктах в южных и центральных районах Израиля, включая Тель-Авив и Иерусалим. Но если бы только это. Боевики прорвались на территорию Израиля. Проломили забор безопасности. С суши, воздуха, с моря – отовсюду сотни боевиков оказались в Израиле. Захватили военную базу. Потом вошли в 7 населенных пунктов. Захватили людей, убили людей. Начались уличные бои. Много погибших с израильской стороны, очень много раненых. Как из этого выкарабкиваться – вопрос не на миллион, а на триллион долларов. Сейчас что касается реакции властей. Как я и сказала, все в один голос говорят – это настоящая война. Выступили президент, премьер-министр, министр обороны. Оппозиция поддерживает коалицию. Другое дело, что будет, когда все закончится. Кадры убийственные просто, как боевики ведут людей под дулами автоматов. 

-Может ли нынешний конфликт перерасти в более широкую региональную войну, поскольку, согласно многочисленным анализам, атака ХАМАС-а была осуществлена при поддержке Ирана? Можем ли ожидать прямого ответа Израиля Ирану?

-То, что региональная война возможна, прекрасно понимают все и не только в Израиле. За ХАМАС-ом, "Исламским Джихадом" и ливанской "Хизбаллой" стоит Иран. Причем никакой это не секрет. Тегеран поддерживает эти группировки, которые в очень многих странах и структурах считаются террористическими. Сейчас активно идут разговоры о том, что Саудовская Аравия хочет наладить отношения с Израилем. Мосты наводят с помощью США. Несмотря на то, что в марте Саудовская Аравия и Иран при посредничестве Пекина возобновили дипотношения, в Эр-Рияде явно опасаются Тегерана, не доверяют. На то есть объективные причины. Проиранские йеменский хуситы много крови попортили саудовцам. И нет никакой гарантии, что завтра обстрелы территории Саудовской Аравии со стороны Йемена не возобновятся. А Израиль – главный антагонист Ирана в регионе. Тегеран – нерукопожатный с точки зрения многих западных стран. Поэтому наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед Бин Салман, который очень хочет стать лидером международного масштаба, рассчитывая при этом на весьма существенные дивиденды от взаимодействия с США, включая развитие ядерной программы, не особо сопротивляется попыткам Вашингтона наладить израильско-саудовские связи. Ирану это совершенно не нужно. Именно поэтому и напрашивается вывод: Тегеран вовсе не против большой войны на Ближнем Востоке, тем более не собственными руками, а руками сателлитов. Но в Израиле заявляют, что готовы к войне на несколько фронтов. Сейчас просто нужно предпринять невероятные усилия, чтобы после откровенного провала 7 октября доказать региональным игрокам, что с еврейским государством шутки плохи. На Западе тоже не устают повторять, что нельзя допустить разрастания палестино-израильского конфликта. Говорить можно что угодно, но как это предотвратить? Опять же только взаимодействуя с региональными игроками.