Горнодобывающая промышленность
11 м. | 2019-11-26Актуальность разработки стратегии
Л огика призывов и заявлений о необходимости изменения структуры экономики подсказывает, что инклюзивный экономический рост должен быть основан на создании добавленной стоимости, реальных результатов. При изучении структуры экономики Армении становится очевидно, что в основном активный рост фиксируют неэкспортные отрасли (строительство, услуги и пр.). Между тем залогом формирования конкурентоспособной экономики служит развитие экспортных сфер. Данная тенденция в последнее время в некотором роде нейтрализуется за счет фиксируемого в перерабатывающей промышленности роста, который сопровождается спадом в горнодобывающей промышленности.
Не принижая важности других отраслей экономики, следует подчеркнуть, что значение горнодобывающей промышленности для Армении все еще остается довольно существенным. В частности, значительная часть прямых иностранных инвестиций (ПИИ) уходит именно в эту сферу, что обеспечивает рабочие места, решает социальные проблемы. Нужно отметить также, что горнодобывающую промышленность следует рассматривать, не вырывая из целостной производственной цепи – от добычи сырья до переработки и создания добавленной стоимости.
Согласно статистике, доля горнодобывающей промышленности в структуре ВВП за 2018 год составила 2.8% или 166 млрд. драмов, а реальный объем зафиксировал спад приблизительно на 14%. Например, в Канаде доля горнодобывающей промышленности в ВВП составляет 6%, а в соседней Грузии она не достигает даже 1%. В докладе Международного союза представителей горнодобывающей промышленности и металлургов «Роль горнодобывающей промышленности в национальных экономиках» Армения по индексу экспорта в сфере горнодобывающей промышленности находится в числе первых 25 из 182 стран[1]. Индекс показывает, что многие из горнодобывающих стран продолжают рассчитывать на свои природные ресурсы как на движущую силу экономического развития.
Говоря о горнодобывающей промышленности, следует учесть также экологический вред и здравоохранительные проблемы, которые возникают вследствие эксплуатации рудников. В целом проблемой служит также исследование касательно оценки воздействия рудников, хвостохранилищ. Сейчас Минздрав Армении сотрудничает со Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) с целью получения методологической помощи для проведения исследований и локализации в Армении. Согласно докладу Национального института здравоохранения РА «Оценка деятельности системы здравоохранения 2018», в предшествующие 2018-му пять лет в группе неинфекционных заболеваний на 20% выросло число случаев злокачественных опухолей, которые в 2017 году занимали второе место в числе основных причин смертности[2]. По сравнению с минувшими годами, выросло также число пациентов, которым впервые в онкологических центрах поставили диагноз «злокачественная опухоль», а также количество больных, которые в конце года находились под диспансерным наблюдением. Однако сложно считать горнодобывающую промышленность единственной причиной указанных тенденций, поскольку подобных исследований не проводилось.
Итак, на Государственном балансе запасов полезных ископаемых на сегодня состоят на учете порядка 871 рудника с подтвержденными запасами, а также 580 проявлений месторождений с полезными ископаемыми, свыше 130 видов полезных ископаемых, из которых около 25 – металлические. В Армении есть 21 хвостохранилище, появившееся вследствие эксплуатации рудников. В стране зарегистрировано 27 промышленных компаний, обрабатывающих металлическую руду, для деятельности которых выдано 28 лицензий[3].
Сфера горнодобывающей промышленности Армении – в цифрах
В сфере горнодобывающей промышленности за 2014-2018гг. чистый поток прямых иностранных инвестиций составил 365 млн долларов или 30% общих чистых ПИИ. Географическое распределение их следующее: Россия, Великобритания, Джерси (Нормандские острова), Кипр, Британские Виргинские острова и др. В 2017-2018гг. чистый поток как общих инвестиций, так и ПИИ в данную сферу сократился.
Доля горнодобывающей промышленности в структуре ВВП (%)
Горнодобывающая промышленность стимулирует активность в регионах Армении и в некоторой степени способствует децентрализации и процессу соразмерного развития областей республики. Согласно докладу Инициативы прозрачности в горнодобывающих отраслях (EITI) за 2016-2017гг., металлургическая горнодобывающая промышленность обеспечила за этот период занятость в сфере промышленности на уровне 6.2% (2016г.) и 5.6% (2017г.). В 2016-2017гг. лишь 3.6% и 3.9% занятых в этой сфере граждан проживали в Ереване, подавляющее большинство же – почти 90% – это уроженцы Сюника (70%) и Лори (18%). В 2017 году средняя зарплата в сфере составляла около 295 тысяч драмов, то есть, по сравнению с показателями за 2016 год, она выросла на 29.7%. В 2018 году в компаниях с 1 и более сотрудниками размер средней заработной платы составил порядка 644 тысяч драмов, а в компаниях с 50 и более сотрудниками – более 711 тысяч драмов. В 2016-2017гг. отрасль обеспечила соответственно 19% и 17% формальных рабочих мест в Сюникской области, и в том, и в другом году это 5600 рабочих мест.
Тем самым, удельные веса Сюника и Лори в промышленном производстве составили соответственно 16.5 и 8.9%, а Еревана – 40.8%. Очевидно, что горнодобывающая промышленность способствует соразмерному территориальному развитию, хотя и приводит к ряду проблем.
Доходы и воздействие на окружающую среду
В 2018 году 72% поступивших в госбюджет доходов представляли собою выплаты 1000 крупных налогоплательщиков, причем порядка 10% этой суммы приходится на долю горнодобывающих компаний [4]. Последние помимо основных налогов выплачивают также роялти, экологические налоги и выплаты за недропользование, делают взносы в местные бюджеты, а это вкупе с мероприятиями программы корпоративной ответственности решает некоторые социальные, инфраструктурные проблемы.
Примечательно также распределение по регионам экологических налогов и выплат за недропользование. Экологические налоги – это выплаты за загрязнение окружающей среды (выбросы в воздух и водные ресурсы, захоронение отходов), производство и потребление вредных для природы товаров. Лидером по этой части в 2018 году стали Ереван и Лорийская область РА. По объему выплат за недропользование передовую позицию занимает Арарат – порядка 37.6%, за ним следуют Вайоцдзорская и Котайкская области, а также Ереван. По сравнению с 2017-м в Сюнике в 2018 году выплаты за недропользование сократились на 18%, а в Лори – почти в 2.5 раза, а вот взносы по экологическому налогу в двух этих регионах выросли дважды[5]. Эти налоги взимаются за использование водных ресурсов, в том числе за промышленное производство подземных минеральных и пресных вод, солей, за использование биозапасов.
По данным Статистического комитета[6], в соответствии с основными видами экономической деятельности самый высокий удельный вес в плане атмосферных выбросов приходится на долю движимых источников – свыше 50%, за этим следуют выбросы вследствие производства электроэнергии, электро- и водоснабжения. Атмосферные выбросы вследствие деятельности предприятий горнодобывающей промышленности составляют порядка 13% от общего объема выбросов.
На графике видно, что выбросы в результате деятельности в сфере горнодобывающей промышленности снижаются, а вот выбросы от предприятий перерабатывающей промышленности растут, что, предположительно, обусловлено фиксируемым в этой сфере прогрессом.
Атмосферные выбросы по основным видам экономической деятельности, 2016-2018, тыс.га. Горнодобывающая промышленность и эксплуатация открытых рудников. Перерабатывающая промышленность. Производство электроэнергии, электро- и водоснабжение. Выбросы из движимых источников. Иные виды. Итого.
Статистика экспорта основных горнорудных запасов
Г орнодобывающая промышленность важна также в плане внешней торговли, особенно с учетом отрицательного сальдо торгового баланса. Доля горнорудных запасов в структуре экспорта уменьшилась, однако этот ресурс продолжает играть значительную роль в структуре экспорта. За 2018 год доля горнорудных веществ, металлов и продукции, драгоценных камней и металлов составляла свыше половины общего объема экспорта.
В частности, в 2018 году, по сравнению с 2017-м, доля горнорудных запасов сократилась на 3%, составив 27.4%. Их доля в структуре импорта составляет 14.6%, зафиксирован спад приблизительно в 1%. В 2018 году объем импорта горнорудного сырья, по сравнению с 2017-м, вырос на 11.4%, а его экспорт, в сравнении с тем же периодом, сократился на 4.7%.
Удельный вес группы товаров горнодобывающей промышленности в структуре экспорта и импорта по годам, (%). Экспорт. Импорт.
Вследствие сокращения объемов добычи меди снизился также экспорт, что обусловлено было ситуацией вокруг компаний «Валлекс Груп», в частности, прекращением деятельности горно-обогатительного комбината «Техут», несоответствием армянских и международных экологических норм по хвостохранилищам, приостановлением работы Алавердинского медеплавильного комбината. Это в свою очередь повлияло на объемы добычи, экспорта и выплаченных налогов.
В частности, объемы производства концентрата меди в 2018 году, по сравнению с 2017-м, снизились почти на 26%. Концентрат меди лидирует в публикуемом Комитетом государственных доходов РА перечне экспортируемой продукции с самой высокой таможенной стоимостью, и он за 2018 год, по сравнению с 2017-м, количественно сократился почти на 13%, а спад по части таможенной стоимости в 2018 году составил 10.5%. Средняя цена одной тонны экспортированной меди за 2017 год составляла около 2000 долларов, а в 2018-м – 1237 долларов. Физические объемы экспортируемой меди за последние 5 лет выросли почти в трижды, вследствие чего и повысился уровень экономической зависимости Армении от внешних факторов – международных цен на медь и действий крупных потребителей. Объем экспорта продукции из меди в 2018 году, по сравнению с 2017-м, в количественном эквиваленте также сократился почти на 31%, а по стоимости – на 13%.
Далее следует концентрат цинка, объемы добычи которого в рассматриваемый период выросли на 12.3%. Объемы экспорта также постепенно растут, что может быть обусловлено увеличением спроса. Так, в 2018 году, по сравнению с 2017-м, экспорт цинка по части стоимости вырос на 2%, а количественно – на 22%.
Объем производства концентрата молибдена в 2018-м, по сравнению с 2017 годом, увеличился на 1.4%, а феромолибдена – на 10.4%. В результате, экспорт молибдена в прошлом году сократился практически в два раза, однако по части таможенной стоимости зафиксирован спад на 24%.
Экспортированные из Армении в ходе внешней торговли товары с самой высокой таможенной стоимостью, тонна. Медная руда и концентрат меди. Цинковая руда и концентрат цинка.
Продукция горнодобывающего сектора в основном экспортируется в Болгарию, Швейцарию, Китай, Румынию, Грузию, Россию, Канаду, Великобританию, Беларусь, Бельгию и другие страны. В 2018 году больше всего меди было экспортировано в Болгарию, порядка 41%, а цинк вывозился только в Бельгию, между тем в 2017 году цинковая руда и концентрат экспортировались также в Южную Корею.
Обобщая вышеуказанные показатели, можем отметить, что хотя доля горнодобывающей промышленности в структуре ВВП небольшая, однако в структуре экспорта это имеет существенный вес, что в свою очередь обеспечивает в стране предложение иностранной валюты.
Для понимания приблизительной статистики внутреннего потребления в качестве примера были взяты объемы добычи и экспорта концентрата меди. Итак, в 2018 году было получено 317.4 тыс. тонн концентрата меди. В рассматриваемый период объем экспорта меди составил 424 тысячи 815 тонн. В 2018-м медь в Армению не импортировалась.
Исследование статистики за последние 8 лет показывает, что добытая медь идет только на экспорт: именно тогда и возникает необходимость развития возможностей переработки и использования собственного сырья.
Объемы добычи, импорта и экспорта медной руды и концентрата меди. Добыча, тонна. Экспорт, тонна. Импорт, кг.
Еще в 2017 году Всемирный банк опубликовал HYPERLINK доклад о горнодобывающей промышленности, в котором обозначались перспективы экономического роста в этой отрасли и подчеркивалась необходимость разработки национальной политики в данной сфере. В программе правительства РА в числе шагов по обеспечению стабильного развития горнодобывающей промышленности указана разработка стратегии и соответствующих законодательных регулировок в этой сфере. Для регулирования этой сферы и обеспечения ее прозрачности в качестве одного из шагов стало присоединение к Инициативе прозрачности в горнодобывающих отраслях (EITI) в 2017 году. В рамках этого должны быть выявлены реальные собственники компаний, причастных к недропользованию.
Важность осуществления прозрачной и ответственной деятельности не только в сфере горнодобывающей промышленности, но и других отраслях связана с оптимизацией инвестиционной среды. Кроме того, сейчас с одной стороны пущены в обращение некоторые проекты, касающиеся прекращения до 2021 года процесса выдачи новых лицензий на добычу металлических полезных ископаемых, разрешений, выданных недропользователям ранее, а с другой стороны Минздрав РА сотрудничает с ВОЗ для проведения исследования относительно оценки воздействия окружающей среды на здоровье населения. То есть шаги, нацеленные на разработку стратегии в данной сфере, уже реализуются.
Стратегия в сфере горнодобывающей промышленности должна быть нацелена на оптимизацию законодательного и правового поля, а также на минимизацию любых рисков.
[1]«Роль горнодобывающей промышленности в национальных экономиках», доклад, Icmm.com
[2] «Оценка деятельности здравоохранительной системы, 2018», доклад, Nih.am
[3] Карта месторождений сырья по регионам Армении, Minenergy.am
[4] Официальный сайт Комитета государственных доходов РА, Информационный бюллетень налогоплательщиков.
[5]Данные Статистического комитета РА, Armstat.am
[6] Экологическая статистика Армении в 2018г. и динамика показателей за 2014-2018гг., Armstat.am