Возникающий Мировой Порядок (в простой картинке)

5 м.   |  2020-05-13

Ара Марджанян

Сегодня на многих аналитических площадках и сайтах ведутся, разумеется – дистанционно, бурные споры и обсуждения на тему каким будет мир после коронавируса? Естественным образом они проходят в атмосфере неудовлетворенности из-за глобальной неготовности к столь масштабному бедствию и тревожных ожиданий социально-экономических последствий пандемии COVID-19.

Но ситуация не исчерпывается одной вирусной пандемией. Масло в огонь подливает общее ощущение тревоги из-за эрозии международных механизмов безопасности и миропорядка, назревшего кризиса ООН и Бреттон-Вудской системы, от замедления глобализации и ослаблении интеграционных процессов. Наложение этих вопросов на сегодняшнее состояние дел приводит к причудливому сплаву вирусологии с геополитикой, а проводимым дискуссиям придает несколько мрачный и эсхатологический характер. Мировые СМИ и новостные агентства довольно охотно публикуют отчеты о подобных дискуссиях, создавая ту специфическую атмосферу тревожности, которую мы наблюдаем в мировом информационном пространстве.

Вот и недавно британская вещательная корпорация BBC подытожила результаты одного из подобных обсуждений - вебинара названного “Раздумья о Победе - 75 лет спустя”, организованного Королевским институтом объединенных услуг[1] 7-го мая 2020г., накануне празднования (в “Западном мире”) победы во Второй Мировой войне. Основной темой стал вопрос о том “Каким будет возникающий новый мировой порядок?”. А общий настрой обсуждений лучше всего характеризируют следующие слова одного из его участников – сэра Лоуренса Фридмана (Lawrence Freedman), профессора эмеритус лондонского Кингс Колледжа: “сегодня, даже больше чем в 1919-ом, зреет всеобщее убеждение, что новый мировой порядок придется воссоздавать практически из руин”.

В свете наших публикаций о современных городах и демографической динамике[2] для нас особый интерес представляет мнение другого участника этой дискуссии -  профессора М.Кларка (Michael Clarke), многолетнего руководителя RUCI. На поставленный вопрос профессор Кларк отвечает ясно и четко: “Возникающий новый мировой порядок основан по сути на одном простом факте - более половины населения земли живет на территории, очерченный кружком вокруг Индии, Китая и части Юго-восточной Азии”.

Профессор Кларк тут ссылается на известный мем Valeriepieris circle[3], ставший популярным в 2013-ом, и с тех пор многократно использованный различными источниками - от журнала Science и газеты The Washington Post, до информационных сайтов io9 и Visual Capitalist. Мы воспроизводим его на рис. 1. Оригинальная подпись мема гласила: “В очерченном круге на карте планеты живет больше людей, чем вне его”. Для того, чтобы яснее выявить суть картины, мы чуть модифицировали оригинальную карту, заменив очерченный круг соответствующим фрагментом карты местоположения современных мегагородов.[4]

 
Рис. 1. В выделенном круге на карте земли живут больше людей, чем вне его.

В цифрах приведенная картина говорит о следующем: на указанной территории, очерченной кругом с радиусом 4 тыс. км и поверхностью около 50 млн кв. км, сегодня живут более половины населения планеты (54%, 4.16 млрд, по данным на конец 2018г). Причем, подобное положение сохранится как минимум в ближайшие полвека. В этом же круге находятся две третьи (22) из 33-х современных мегагородов мира, в том числе - Токио (37.5 млн), Дели (28.5 млн), Шанхай (25.6 млн) и Мумбай (20.0 млн)[5].

По словам профессора Кларка, если оставить в стороне лирику и спекуляции, то именно указанный факт лежит в основе возникающего миропорядка. Именно он определит экономическую географию мира, а в конечном счете, определеит и его политическую структуру, формируя геополитическую динамику происходящих в нем процессов. В частности, в разворачивающемся на наших глазах глобальном противостоянии США и Китая.

Что изменит пандемия COVID-19 в этой картине?
Ответ прост. Ничего.

Р азве что, по мнению профессора Кларка, ослабнет роль и влияние Китая в пост-коронавирусном мире из-за репутационных потерь вследствие предполагаемого сокрытия официальными властями Китая информации о масштабах заражения и механизмах передачи коронавируса SARS-CoV-2. Да замедлится разворачивание китайского глобального инфраструктурного проекта «Один пояс - Один путь».

Но эту точку зрения британского профессора как раз и можно отнести к продолжению традиционного американо-китайского (точнее англосаксоно-китайского) противостояния, рожденного задолго до теперешней пандемии, эпидемии коронавируса ближневосточного респираторного синдрома MERS в 2013г., эпидемии атипичной пневмонии вызванной коронавирусом SARS-CoV в 2002г, и вообще - задолго до открытия всего семейства коронавирусов.

По-прежнему продолжается великое океанское противостояние двух флотов на Тихом океане и в Южно-Китайском море. Идет борьба за рынки Юго-восточной Азии, Африки и Латинской Америки. Продолжается глобальная конкурентная борьба в технологической и финансовой сферах и т.д.

С большой долей вероятности можно утверждать, что столь масштабное явление, обладающее к тому же колоссальной инерцией и длящееся не одно десятилетие, затрагивающее судьбы не одного миллиарда людей, не изменится сколько-нибудь существенным образом из-за теперешней пандемии COVID-19.


[1] Royal United Services Institute (RUCI). Это весьма специфическое, истинно британское, учреждение является одним из ведущих “фабрик мысли” Соединенного Королевства.

[2] См. здесьздесьздесь и здесь.

[3] Назван так по нику пользователя сайта Reddit Кена Мейерса (Ken Myers), техасского учителя программы ESL.

[4] Напомним, чти согласно определению Комиссии по экономическому и социальному развитию ООН (UN DESA), мегагородами (Megacities) называются города с населением более 10 млн человек на конец 2018г.

[5] Кстати, если бы люди сегодня жили также плотно, как в Мумбаи, то все население нашей планеты поместилось бы на территории Германии. К 2050г. численность населения Мумбаи возможно превысит Токио. К концу столетия в 2100г. вероятно три наиболее крупных мегагорода будут находится в Африке (Дар-эс-Салам, Киншаса и Лагос).