Армяно-иранский вебинар

7 м.   |  2021-12-10
Развития на Кавказе и их воздействие на отношения Армения-Иран

И нформационно-аналитический центр «Орбели» и Тегеранский институт международных исследований провели 6 декабря совместный вебинар «Развития на Кавказе и их влияние на отношения Армении и Ирана».

С иранской стороны в вебинаре приняли участие руководитель отдела Евразии Тегеранского института международных исследований Махмуд Шури, старший эксперт Центра стратегических исследований Аппарата президента Исламской Республики Иран Вали Каледжи, преподаватель Исламского университета «Азад» Эхсан Мовахедиан, ксперт по вопросам Кавказа Махаммад Реза Дамаванди. От армянской стороны выступили координатор центра «Орбели», политолог Нарек Адамян, ирановед Жанна Варданян и тюрколог Анаит Везирян.

Старший эксперт Центра стратегических исследований Аппарата Президента Исламской Республики Иран Вали Каледжи и координатор Центра «Орбели» Нарек Адамян выступили с приветственной речью, подчеркнув важность двустороннего взаимодействия и выразив готовность продолжать сотрудничество.

В ходе вебинара армяно-иранские эксперты обсудили роль России в послевоенном регионе, последствия экспансионистской политики Турции и ее согласованные действия с Азербайджаном. Были представлены проблемы в армяно-иранских отношениях, обозначены основные пути развития.

Политолог Нарек Адамян представил доклад «Армяно-российские отношения в контексте новых региональных вызовов». Он подчеркнул, что война, развязанная Азербайджаном и Турцией против Республики Арцах в сентябре-ноябре 2020 года, закончилась благодаря усилиям Российской Федерации и размещению миротворческих войск в НКР. Адамян обратил внимание на то, что прежний миропорядок фактически исчерпал себя, базовые принципы международного права практически не действуют, и решение политических вопросов силовым путем, пожалуй, вновь становится актуальным. По его словам, развязанная против Арцаха война, вторжение вооруженных сил Азербайджана 12 мая этого года уже на территорию Республики Армения, слаженные действия турецко-азербайджанского тандема выявили необходимость серьезного пересмотра армяно-российских отношений.

Эксперт подчеркнул, что это не означает смены внешнеполитического вектора Армении, поскольку выявление и рассмотрение проблем в отношениях не означает их разрыва или расторжения. Напротив, по словам Адамяна, в сегодняшнем ритмично меняющемся мире нужно понимать логику политических процессов, тенденций, пытаться найти комплексные решения, отвечающие духу партнерства. Политолог отметил, что необходимо развивать стратегические отношения во всех сферах – начиная с компонента безопасности, экономической составляющей до духовной и культурной сферы.

В докладе «Барьеры и возможности для развития армяно-иранских отношений» ирановед Жанна Варданян представила проблемы, с которыми сталкиваются Армения и Иран в регионе, а также основные направления развития двусторонних отношений. В числе вызовов она отметила заявления властей Азербайджана о том, что они якобы решили карабахский конфликт военным путем, а также антиармянскую политику. Эксперт подчеркнула, что конфликт не урегулирован, и что пока часть территорий Арцаха находится под азербайджанской оккупацией, не реализовано право арцахских армян на самоопределение, невозможно говорить о прочном мире в регионе.

По словам эксперта, еще одним фактором, угрожающим миру в регионе, является присутствие террористов, переброшенных сюда Турцией.

В арданян также отметила, что еще одним серьезным вызовом после войны является экспансионистская политика Азербайджана и Турции. Азербайджан, нарушив начиная с 12 мая принцип неприкосновенности границ Армении, оккупировал территорию в несколько десятков кв.км. В то же время Азербайджан и Турция пытаются продвигать идею создания так называемого «Зангезурского или Туранского коридора». По мнению ирановеда, создание «коридора», объединяющего тюркский мир, неприемлемо и недопустимо, его долгосрочная цель - ликвидация армяно-иранской границы и захват Сюника.

Обратившись в данном контексте к перспективам развития армяно-иранского сотрудничества, Варданян указала на несколько направлений: возможное взаимодействие Армения-Иран в Сюникской области; функционирование свободной экономической зоны в Мегри; возможность активного и выгодного участия иранских компаний в строительстве южного участка автомагистрали Север-Юг; перспективы инвестирования для иранских производителей в экономику Армению, создания совместных предприятий, в результате которого продукция может быть экспортирована на рынки ЕАЭС и Европы; строительство 3-й высоковольтной линии электропередачи Армения-Иран, благодаря чему можно будет увеличить экспорт электроэнергии в Иран.

Помимо экономики, ирановед отметила и другие сферы, которые имеют серьезный потенциал для развития сотрудничества, такие как военная промышленность, медиа и экспертное сообщество. Специалист особо подчеркнула необходимость предотвращения возможных недоразумений путем тесного сотрудничества в медиасфере и экспертных кругах, а также исключения распространения в собственных СМИ пропагандистских тезисов в интересах третьих стран.

Тюрколог Анаит Везирян в докладе на тему «Роль Турции в послевоенном регионе: усиливающиеся вызовы» обратилась к изменению концепции внешней политики Турции, а также заложенным в ее основу принципам и идеологии. По ее словам, Турция проводит экспансионистскую политику, идеологическую основу которой составляют панисламизм, пантюркизм и неоосманизм. С целью усилить мировое влияние Турция действует исходя как из принципа «инициативности», так и принципа «мощная - на поле боя, сильная - в переговорах».

Применение этого принципа позволило Турции в результате 44-дневной войны в Арцахе осенью 2020 года существенно изменить баланс между центрами сил на Южном Кавказе и странами региона. По мнению эксперта, по итогам войны Турция укрепила свои позиции как минимум по двум направлениям - на региональном уровне, а также обойдя соперников - Иран и Россию - в Азербайджане. Везирян подчеркнула, что особенно в Азербайджане Турция фактически усилила военное присутствие и тем самым повысила свой политический и общественный вес.

По словам эксперта, Турция пытается капитализировать итоги войны также на региональном уровне, выдвигая идею создания формата экономического сотрудничества «3 + 3», а также вопрос «Зангезурского коридора». Тюрколог уверена, что реализация формата «3 + 3» уже создает неравные условия для других возможных участников. Турция или Азербайджан будут безоговорочно поддерживать друг друга, оставив тех, кто придерживается противоположной точки зрения, в неблагоприятных исходных условиях.

С пециалист подчеркнула, что наиболее важным стратегическим проектом для Турции с точки зрения пантюркизма является «Зангезурский коридор», который называют «Турецкими воротами», «Туранским путем». По словам Везирян, «Зангезурский коридор» имеет большое значение для Турции на пути к превращению в сверхдержаву. Если этот проект будет претворен в жизнь, Турция станет точкой притяжения для тюркских стран, возможно, даже центром нового геополитического полюса.

Руководитель отдела Евразии Тегеранского института международных исследований Махмуд Шури в своем выступлении отметил, что Турция хочет стать лидером в исламском мире и возродить Османскую империю. По его словам, если Турция продолжит свою политику согласно этой логике, регион столкнется с новыми проблемами. По словам Шури, Азербайджан не начал бы войну без поддержки Турции. Эксперт, отметив изменение баланса сил в регионе после войны, подчеркнул, что за исключением Азербайджана и Турции другие акторы, в том числе Россия, США, Европа, Армения и Иран, не хотели изменения сложившихся реалий либо желали бы изменения ситуации дипломатическим, мирным путем. Шури отметил, что до войны Россия была самой влиятельной державой в регионе, но после нее она разделила эту роль с Турцией. 

Махмуд Шури также подчеркнул, что Кавказ предельно важен для Ирана, поскольку любое изменение баланса сил в регионе оказывает прямое влияние на национальную безопасность Исламской Республики. Он отметил, что Турция, Азербайджан и Израиль милитаризуют регион, что крайне опасно.

Эксперт по Кавказу Мохаммад Реза Дамаванди подчеркнул, что армяно-иранские политические отношения находятся на очень высоком уровне, а экономические отношения еще недостаточно развиты. Он считает, что в обеих странах налицо недостаточный уровень информированности и осведомленности друг о друге, нет единого центра, который обеспечил бы общение между сторонами и смог бы решать имеющиеся проблемы без бюрократии. Дамаванди подчеркнул низкий уровень научного сотрудничества и взаимодействия в медиасфере, однако эти две сферы могут способствовать более глубокому взаимному ознакомлению. Эксперт указал на необходимость всестороннего углубления армяно-иранских отношений, выделив в качестве приоритетов скорейшее строительство автомагистрали Север-Юг, запуск СЭЗ в Мегри и налаживание сотрудничества с иранской СЭЗ «Арас».

В своем выступлении преподаватель Исламского университета «Азад», исследователь Эхсан Мовахедиан рассказал о позиции России в регионе и экспансионистской политике Турции и Азербайджана. Он подчеркнул необходимость предотвращения реализации проекта «Зангезурского коридора». По словам Мовахедиана, Иран и Армения должны углубить политические, экономические и военные отношения. Особо эксперт подчеркнул важность укоепления армяно-иранского сотрудничества в Сюникской области.

Старший эксперт Центра стратегических исследований Аппарата президента Исламской Республики Иран Вали Каледжи в своем выступлении рассказал о действиях Азербайджана и Турции в отношении территории Армении и позиции России по этому вопросу. По его словам, если Россия и дальше будет занимать пассивную позицию в этом вопросе, Армения может сродни Грузии изменить свой политический вектор. Эксперт также коснулся необходимости сотрудничества между странами региона. Он подчеркнул важность участия Тегерана в трехсторонних переговорах по урегулированию конфликтов, поскольку проблемы, возникшие после войны, касаются в том числе Ирана.

В заключительной части вебинара состоялась интересная и продуктивная дискуссия по ряду важных для двух соседних стран вопросов. Были прояснены некоторые темы, вызвавшие споры в армяно-иранской медиасфере.

В конце мероприятия стороны подтвердили необходимость чаще организовывать подобные эффективные обсуждения.