Когда у соседа горит дом, невозможно чувствовать себя в безопасности

5 м.   |  2021-07-13

Об изменении баланса сил в регионе после 44-дневной войны в Арцахе , системе безопасности Грузии , возможном производстве беспилотников в этой стране и ряде других вопросов рассказал в интервью Исследовательско-аналитическому центру «Орбели» военный эксперт Амиран Салуквадзе.

- Господин Салуквадзе, особенно после 44-дневной войны в Арцахе ситуация в сфере безопасности и расклад сил в регионе резко изменились. Во время боевых действий у грузинских экспертов возникли некоторые опасения по поводу возможного влияния войны на Грузию. На Ваш взгляд, сложившиеся реалии оказали позитивное или негативное воздействие на процесс обеспечения безопасности Грузии?

- Война всегда приводит к напряжённости во всём регионе. Естественно, когда между соседями ведётся полномасштабная война, всегда нарушается привычная обстановка, привычный фон безопасности. Всегда есть опасность перерастания в более масштабное противостояние, с привлечением сторонних акторов. Так что, с этой точки зрения разделяю их мнение. В те дни я и сам высказывался и писал в этом разрезе. Когда у соседа горит дом, ты не можешь чувствовать себя в безопасности.

- Во время войны третьи страны осуществляли целенаправленную пропаганду, пытаясь спровоцировать напряженность в армяно-грузинских отношениях. Как Вы считаете, повлияла ли война на отношения двух стран и народов?

- За три десятилетия независимости наших государств мы прошли огонь и медные трубы. Наши страны пережили много войн. К счастью, нашим государствам, нашим народам, удаётся уважительно относиться к политике и позициям друг друга. Всем известно, что с Азербайджаном у нас стратегическое партнёрство. У нас много совместных международных проектов, особенно в сфере энергетики. С Арменией, с армянским народом у нас многовековая дружба и очень тесные, дружеские связи. Грузия всегда поддерживала с соседями доверительные отношения, что было очень важно на фоне тех испытаний, через которые пришлось пройти нашим государствам. Уверен, на протяжении ещё многих веков, пока земля сможет нас вынести, мы сумеем сохранить эти традиции.

- Активное использование израильских и турецких БПЛА в ходе 44-дневной войны в Арцахе заставило многие страны пересмотреть свой военный арсенал. Некоторые из них начали пополнять свои системы ПВО, другие - покупать новые беспилотники. На Ваш взгляд, какие изменения нужны Грузии?

- В грузинской армии начались серьёзные изменения ещё до начала 44-дневней войны. С приходом на пост министра обороны нынешнего премьер-министра Ираклия Гарибашвили за год было сделано гораздо больше, чем за многие предыдущие годы. Это касается как восстановления всей инфраструктуры сил обороны, так и территории баз, казарм, спортзалов, парков, новых жилых корпусов для военнослужащих, заканчивая закупкой новых вооружений и восстановления старой техники, в том числе и авиационного парка. Идёт работа и по беспилотникам, выпуск которых будет скоро налажен на базе местного военно-промышленного комплекса. Приоритетными направлениями, помимо беспилотников, были противотанковые средства, системы ПВО, артиллерия, современные средства управления. Эти работы продолжаются и сейчас. 

- В последние годы модернизация систем ПВО и авиации - одна из важных составляющих сотрудничества между Грузией и НАТО. Повлияет ли изучение карабахской войны на темпы этого процесса и внесет ли в него изменения?

- Как я уже сказал, развитие системы ПВО всегда было приоритетным направлением. В последнее время это направление получило новый импульс. Что касается авиации, то ей оказывалось недостаточное внимание. Но за эти два года всё кардинально изменилось, что не может не радовать. Недавно, на воздушном параде мы уже видели несколько типов авиационных средств.

- Одним из беспилотников, упавших на территории Грузии 7 октября, был Harop - израильский разведывательно-ударный БПЛА, принадлежащий Азербайджану. Было ли проведено расследование с целью выяснить обстоятельства данного инцидента?

- Наши страны территориально небольшие. Поэтому и сказал выше, что когда у соседа горит дом, ты не можешь быть в безопасности. Искры могут долететь и до твоего дома. Поэтому надо засучить рукава и помогать в тушении пожара. Мы этим и были заняты. По поводу данного инцидента были обсуждения между правительствами, но я не углублялся, т.к. считаю технической проблемой.

- После войны грузинская компания TAMMANAGEMENT заявила, что первый Т-31 БПЛА грузинского производства готов и превосходит турецкие и израильские  аналоги. Глава компании заявил, что в случае финансирования будет налажено  производство. Как Вы думаете, можно ли дать такую оценку без полевых исследований, и с какими трудностями компания столкнется при получении запчастей для БПЛА?

- Любая компания имеет право и должна хвалить свою продукцию. Хотя, по моей информации, с учетом потенциала производства, партнёров, продукция на самом деле сможет конкурировать с известными нам БПЛА. Остальное - покажет время.

- Грузинский государственный научно-технический центр «Дельта» уже несколько лет работает над созданием ударно-разведывательного БПЛА вертолетного типа. В курсе ли Вы, на каком этапе сейчас находятся работы? В Грузии еще в советские годы серьезной репутацией обладал  Авиационный завод №31. Функции предприятия были ограничены после 2008 года, когда прекратились поставки двигателей Су-25. Как Вы считаете, в каком случае завод сможет обеспечить серийное производство БПЛА?

- Вы правы. Тбилисский авиазавод всегда славился традициями и потенциалом, хотя, как вы отметили, был и тяжелый период. Сейчас на заводе кардинальные изменения. Кроме того, что вы отметили, они заняты капитальным ремонтом штурмовиков Су-25. У завода хорошая кооперация и с «Дельта». Но о сроках затрудняюсь сказать.

- Министр обороны Грузии Джуаншер Бурчуладзе заявил в марте этого года, что Минобороны ведет активную работу по налаживанию с другими странами  совместного производства БПЛА. Рассматриваются два варианта – с Польшей и Чехией. На каком этапе сейчас переговоры и в силе ли они? На Ваш взгляд, какой вариант более реалистичен – наладить совместное производство со странами-партнерами или инвестировать в местную компанию?

- Да всё в силе. Работа над этим проектом была начата предыдущим министром, и господин Гарибашвили уже в статусе премьера контролирует данные инициативы. Переговоры ведутся и с другими производителями. Пока всё идёт по плану.

- Господин Салуквадзе, спасибо за интервью.

- Спасибо вам за интересные вопросы. Хочу передать армянским друзьям самые искренние пожелания.