Общественное мнение о COVID-19 в Грузии

10 м.   |  2021-02-10

Проблема

П ервые случаи заражения коронавирусом нового типа COVID-19 были выявлены в декабре 2019 года в китайском городе Ухань. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) 30 января 2020 года заявила, что вспышка COVID-19 стала чрезвычайной ситуацией международного значения в сфере общественного здравоохранения и опубликовала ряд временных рекомендаций с целью  предотвращения дальнейшего распространения вируса.

Страны отреагировали по-разному. Большинство государств сразу же начали следовать рекомендациям ВОЗ, некоторые - с небольшим опозданием, а третьи, например, Швеция, Дания, Беларусь, решили, что нет необходимости следовать этим принципам, поскольку все эпидемии заканчиваются, когда человеческое общество приобретает коллективный иммунитет к болезни.

Глобальные тенденции распространения пандемии представлены в левой части Диаграммы 1. С 9 по 26 января 2021 г. количество фиксируемых ежедневно случаев заболевания уменьшилось. Пока рано делать выводы о том, подходит ли пандемия к концу.

Количество фиксируемых ежедневно случаев заражения в Грузии и Армении представлены в правой части Диаграммы 1. Здесь видно, что у эпидемии в Армении было два пика. Второй пик пришелся на конец сентября 2020 года, вероятно, из-за начала школьных занятий, с учетом инкубационного периода инфекции. В этот же период началась эпидемия в Грузии. До этого противоэпидемические действия властей Грузии, по всей видимости, сдерживали интенсивное распространение вируса.


Диаграмма 1

Пандемия оказала серьезное влияние не только на экономику всех стран, но и на общественные отношения. Люди устают от длительных противоэпидемических ограничений, в результате чего начинаются жалобы, а иногда и волнения.

В статье исследуется влияние пандемии на общественное сознание и поведение в Грузии, в том числе рассмотрены следующие вопросы:

  • Какое место пандемия занимает в контексте других грузинских проблем?
  • Насколько удовлетворено грузинское общество противоэпидемическими мерами правительства?
  • Учитывая, что в разных странах уже стартовали процессы вакцинации против коронавируса, каково отношение грузинского общества к этим прививкам, что чрезвычайно важно с точки зрения защиты здоровья людей, снижения уровня смертности, устранения экономических последствий и перехода к нормальной жизни?
  • Возможно ли успешное проведение общегосударственные выборов в условиях пандемии?

Исследование проводилось на основе базы данных общегосударственного массового социологического опроса, который проводился в Грузии Национальным демократическим институтом (NDI) в декабре 2020 года. Следует отметить, что опрос пришелся на самый интенсивный период эпидемии в Грузии (см. Диаграмму 1).

COVID-19 в контексте государственных, здравоохранительных и экономических проблем

Н а Диаграмме 2 показано распространенность проблем, стоящих перед Грузией, в общественном сознании Грузии. Проблемы респондентам не подсказывались, принималось до трех спонтанных ответов.

По мнению населения, четыре наиболее распространенные важные проблемы в Грузии - это нехватка рабочих мест, бедность, инфляция / девальвация валюты и восстановление территориальной целостности страны. Проблема пандемии в наиболее интенсивный период распространения коронавируса была четвертой, обойдя все другие проблемы, включая низкие пенсии, зарплаты, недоступность здравоохранения и права человека.


Диаграмма 2

В современном мире проблемы здравоохранения занимают важное место в оценках граждан как богатых, так и бедных стран. Как правило, они относятся финансовой доступности здравоохранения (лекарств и медуслуг), а в экономически слаборазвитых странах к ним присоединяются проблемы физической доступности медицинской помощи: нехватка медучреждений, врачей, медсестер, удаленность от мест проживания, транспортные проблемы.

Значение COVID-19 в грузинском обществе в контексте других здравоохранительных проблем представлено на Диаграмме 3 (варианты ответов респондентам не подсказывались, принималось до трех спонтанных ответов). Вопрос COVID-19 представлен не как отдельная проблема, а разделен на четыре компонента: доступность тестов, врачей, больниц и, обобщенно, другие связанные с коронавирусом проблемы (на Диаграмме 3 они выделены красными столбцами).


Диаграмма 3

Данные показывают, что, несмотря на эпидемию COVID, самой большой проблемой грузинской системы здравоохранения остаются высокие цены на лекарства, которые отметили 46% респондентов. Распространенность этой проблемы в три раза выше, чем распространенность других проблем системы здравоохранения.

На втором месте - «другие вопросы, связанные с COVID», о которых упомянули 25% респондентов. В базе данных отсутствует детализация агрегированной категории «другие проблемы», но широкая распространенность этого ответа говорит о том, что проблемы, связанные с COVID, намного разнообразнее, чем доступность лекарств, врачей и больниц.

  • На третьем месте в списке проблем системы здравоохранения – «доступность больниц для инфицированных коронавирусом» (16%).

Эта проблема относится к основной цели и принципам формирования системы здравоохранения.

Примечательно, что проблема доступности больниц для больных коронавирусом, распространена не только в Грузии и других слаборазвитых странах, но и во всех богатых, экономически развитых государствах, на примере которых ранее Всемирная организация здравоохранения призывала страны бывшего Советского Союза «оптимизировать» свои системы здравоохранения, в том числе сокращать число больниц и количество больничных коек.

С первых же лет своего существования СССР начал формировать мощную государственную больничную систему, основной задачей которой было избавление страны и общества от смертельных эпидемий брюшного тифа, холеры, малярии, чумы, регулярно вспыхивающих во время и после гражданской войны, когда все было в руинах и антисанитарном состоянии. Кроме того, с момента образования и до распада над СССР висела угроза агрессии со стороны развитых стран Запада, в том числе с применением оружия массового поражения (ядерного, бактериологического, химического). Вот почему мощная и «избыточная» с нынешней коммерческой точки зрения больничная система считалась необходимостью. Время показало, что советский подход был глубоко продуман и актуален в том числе для сегодняшних реалий, когда выросли угрозы войн, в том числе бактериологических атак.

Также стало трудно установить ответ на вопрос, имеют ли возбудители новых эпидемий естественное или искусственное происхождение.

На Диаграмме 4 приведена позиционированность COVID-19 в контексте сугубо экономических проблем в Грузии, уступающая разве что проблемам безработицы, инфляции и бедности. Следует отметить, что негативное влияние COVID-19 присутствует в общественном сознании не только напрямую, но и опосредованно, из-за возникших вследствие пандемии проблем - закрытые границы, отсутствие туристов.


Диаграмма 4

Удовлетворенность работой правительства в вопросах, связанных с COVID-19

О бщую оценку обществом Грузии работы правительства в вопросах COVID-19 можно считать удовлетворительной - около 2/3 населения - 60% - оценили эту роботу «очень хорошо» или «хорошо». Однако немалый процент составляет общее количество отрицательных оценок - 33%.


Диаграмма 5

Следует отметить, что во время эпидемии COVID-19, как правило, уровень доверия к правительствам повышался. Это связано с тем, что в случае всеобщей угрозы люди стремятся объединиться вокруг какого-либо центра или лидера, а на сегодня в большинстве стран в качестве такого центра воспринимается правительство.

Парламентские выборы и COVID-19

П арламентские выборы в Грузии состоялись 31 октября 2020 года. Правящая партия «Грузинская мечта» победила, набрав 48,2% голосов по пропорциональной системе. На втором месте оказался блок «Единое национальное движение - Единство - сила объединенной оппозиции» с 27,8%, на третьем - блок «Европейская Грузия - движение к свободе» с 3,8%. Потерпевшая поражение оппозиция отказалась от депутатских мандатов, потребовав новых выборов. Следует отметить, что согласно опросу NDI в декабре 2020 года, за «Грузинскую мечту» собирались проголосовать 63,5% тех, кто собрался участвовать в голосовании или определился в своих политических предочтениях, а партию «Национальное единое движение» намерены были избрать 17,1% респондентов.

Однако нас интересует вопрос, насколько люди, участвовавшие в выборах, были довольны уровнем организации электорального процесса, в том числе мерами противоэпидемической защиты на избирательных участках.

Результаты представлены на Диаграмме 6. Судя по ответам, удовлетворенность участвовавших в выборах граждан уровнем  организации была очень высока. Ответили что: «На выборах все было хорошо организовано» - 94% принявших участие в голосовании, заявили, что: «члены избирательных комиссий были хорошо подготовлены» - 89%, лишь 10% ответили, что: «на избирательных участках были скопления граждан», а 92% ответили, что «нормы защиты от COVID-19 на избирательных участках соблюдались хорошо».

Результаты показывают, что даже в острой фазе эпидемии возможна организация общегосударственных выборов на высоком уровне.


Диаграмма 6

Тем не менее, реальная эффективность соблюдения противоэпидемических предписаний проблематична. По данным Центральной избирательной комиссии Грузии, в парламентских выборах принял участие 1 992 891 человек, или 56,7% избирателей.

В правой части Диаграммы 1 видно, что влияние выборов на эпидемическую ситуацию было весьма негативным. В частности, если в день выборов 1 октября было зарегистрировано 320 случаев (приведены 7-дневные скользящие средние), то спустя 14 дней (инкубационный период), 15 октября, количество зарегистрированных случаев увеличилось вдвое до 600, после чего начался период резкого роста количества ежедневно регистрируемых случаев. Уже 30 октября число ежедневных случаев составило 1800, а 9 декабря показатель достиг максимума - 4342.

COVID-19 и поведение населения

Д ля прогнозирования поведения населения в сложных условиях важно понять, как люди оценивают дальнейшее развитие этих сложных условий.

Согласно опросу, большинство населения Грузии, около 40%, в декабре 2020 года считало, что «худшие последствия COVID еще впереди». А позицию «худшее уже позади» поддержала треть населения - 33%. Довольно много было тех, у кого не было четко сформировавшегося мнения на сей счет - 22%.


Диаграмма 7

Вакцинация населения одна из наиболее эффективных методов борьбы с инфекционными болезнями. Полное проведение вакцинации против COVID-19 в Грузии может быть проблематичным, поскольку есть немало тех, кто не хочет прививаться или прививать своих детей.


Диаграмма 8

Осведомленность населения по вопросам лечения COVID-19

Осведомленность населения Грузии о том, какие меры необходимо предпринимать для получения медицинской помощи при COVID, достаточно высока. Несколько проблематичен только вопрос «тестирования по собственному желанию». На вопрос, знает ли респондент, как найти бесплатный или доступный по цене тест на COVID-19, только 65% ответили утвердительно.


Диаграмма 9

Основные выводы

Э пидемия COVID-19 в Грузии занимает важное место в общественном сознании, но не преобладает над традиционными для республики четырех проблем: нехватка рабочих мест, бедность, инфляция и восстановление территориальной целостности.

Поскольку согласно прогнозам ВОЗ, вероятность новых эпидемий возросла, необходимо рассматривать вопрос приобретения или производства быстро развертываемых больничных модулей, а также их территориального размещения.

Хотя в условиях пандемии вполне возможно организация и проведение общегосударственные выборов на должном уровне, тем не менее, высока вероятность того, что это приведет к интенсификации распространения эпидемии.

Научные центры в разных странах уже производят вакцины против COVID-19. Но чтобы обеспечить успешное проведение массовых вакцинаций, необходимо начать проводить работу в обществе по снижению его сопротивления вакцинации.