Решение ЕСПЧ по кейсу «Грузия против России»

5 м.   |  2021-01-26

2 1 января 2021 г. по результатам почти 12-летнего рассмотрения было опубликовано постановление Большой Палаты Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) по межгосударственной жалобе «Грузия против России (II)», предметом которой являются события августа 2008 года в Южной Осетии и Абхазии и их последствия. С одно стороны, вердикт оказался приемлем для Москвы, а с другой – для Тбилиси, поскольку часть решения удовлетворяла одну сторону, а вторая – другую.

Решение ЕСПЧ модно разделить на три части. Во-первых, ЕСПЧ пришел к выводу, что на Российскую Федерацию не может возлагаться ответственность по Конвенции о защите прав человека и основных свобод за инциденты, произошедшие в ходе отражения российскими военнослужащими нападения грузинской армии на миротворческий контингент и местное гражданское население в период с 8 по 12 августа 2008 г. Также ЕСПЧ не поддержал утверждения властей Грузии о якобы вторжении Вооруженных Сил Российской Федерации на территорию Южной Осетии 7 августа 2008 г., то есть до нападения грузинских военных на г. Цхинвал. Минюст РФ назвал это решение подтверждение правоты российской стороны.

«Грузинская сторона в этом деле пыталась безуспешно доказать, что европейская конвенция о защите прав человека применяется не только в мирное время, но и в условиях боевых действий, что фактически подрывает основы международного гуманитарного права. Нам удалось убедить европейских судей в том, что правовая оценка действий российских вооружённых сил в Южной Осетии и Абхазии 8-12 августа 2008 года находится за пределами их юрисдикции. Также, ЕСПЧ не установил ни одного случая нарушения российскими военнослужащими прав гражданского населения во время событий августа 2008 года», - отметил Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека – заместитель Министра юстиции Российской Федерации М.Л. Гальперин.

Иск рассматривали судьи из 17 стран, из которых 11 поддержали решение, 6 выступили против. Судьи из Украины, Польши и Грузии выразили сожаление по поводу того, что ЕСПЧ не рассмотрел «самый важный правовой вопрос в данном деле: нарушает ли бомбардировка грузинских населенных пунктов российской армией статью 2 Конвенции».

Вторая часть вердикта относится к периоду после прекращения боевых действий, то есть после 12 августа 2008 года, когда российские войска оставались в Грузии на протяжении еще нескольких недель и только затем были выведены. Суд удовлетворил иск Грузии по той части, установив нарушение Россией ряда положений Конвенции.

В частности, по решению Европейского суда по правам человека, Россия выполняла «административные функции» в нарушение статей 2, 3 и 8 Конвенции, которые гарантируют право на жизнь, запрет пыток и уважение частной и семейной жизни. Иными словами, судьи отметили, что Российская Федерация несет ответственность не только за действия, но и за бездействие, в результате которого гражданское население подверглось жестокому обращению.

 В частности, имело место нарушение статьи 1, в результате чего силы Южной Осетии с 10 по 27 августа производили в Цхинвали аресты грузинских мирных жителей. Россию обвинили также в нарушении своих обязательств в области прав человека по отношению к грузинским военнопленным, задержанным югоосетинскими войсками в Цхинвале 8-17 августа. ЕСПЧ признал нарушение Россией статьи 3 (запрет пыток) и статьи 5 (право на свободу и безопасность) Конвенции. Речь идет о задержании в Цхинвале 160 грузин, большинство из которых были пожилыми мужчинами, кроме того в их числе оказались три  женщины. В августе 2008 года они более двух недель содержались в подвале МВД Южной Осетии в тяжелых условиях. В дальнейшем суд рассмотрит вопрос о выплатем им компенсаций.

Еще один пункт вердикта ЕСПЧ касается возвращения грузин в свои дома в Южной Осетии и Абхазии. В ЕСПЧ отметили, что местные власти в этих регионах и РФ обязаны это обеспечить. Кроме того, Евросуд подчеркнул, что обязан расследовать не только эпизоды прекращения огня, но и ход боевых действий. Суд постановил, что проведенного до сих пор расследования недостаточно.

Наконец, третья часть решения ЕСПЧ относится к статье 41 Конвенции, в которой рассматривается возможная денежная компенсация потерпевшим. Никакого решения на сей счет пока не принято, поскольку, как пояснил ЕСПЧ, «суд еще не готов к этому». Пока неизвестно, когда и в каких условиях то будет сделано. На это могут уйти годы. Например, в 2014 году ЕСПЧ удовлетворил иск Грузии к России о депортации грузинских граждан из РФ в 2006 году, а решение о компенсации (10 млн евро) было принято только пятью годами позже, в 2019-м.

Накануне оглашения вердикта премьер-министр Грузии Георгий Гахария назвал 21 января самым важным днем в новейшей истории республики. «Двенадцатилетний спор с РФ о войне августа 2008 года завершился победой Грузии. Это общая победа», – заявил Гахария. По его словам, это решение должно стать новым этапом в борьбе за «деколонизацию Грузии». Находившаяся с визитом в Брюсселе президент Грузии Саломе Зурабишвили назвала решение Евросуда историческим, подчеркнув, что это большое достижение для будущего страны, общества, истории.

Мнение касательно решения ЕСПЧ выразил также экс-президент Грузии Михаил Саакашвили. По его мнению, вердикт доказывает, что Грузия была права и стала «жертвой агрессии».

В Тбилиси считают, что принятое в Страсбурге решение по августовской войне важно не только для Грузии, но и для урегулирования конфликтов в Молдове и Украине.

До сих пор Грузия подала в ЕСПЧ три иска против России. Первый иск касался массовой депортации грузин из России в 2006 году, после чего семь лет спустя суд установил, что «российские власти проводили скоординированную политику арестов и депортации этнических грузин» в нарушение ряда статей Европейской конвенции о правах человека, в частности, положений о запрете пыток, праве на свободу и безопасность, о праве на эффективную защиту, о запрете на коллективную высылку иностранцев. Вторым судебным процессом стал уже упомянутый иск, решение по которому было принято недавно. Грузия подала очередной межгосударственный иск против России в августе 2018 года. Тбилиси обвинил Москву в «массовых преследованиях, арестах и убийствах» грузин в Абхазии и Южной Осетии.