Новая индустриализация Армении
7 м. | 2020-10-29Путь к экономике будущего
З алог нашей свободы, мира и процветания в нашем доме и её суверенитета - сильная армия и смелая внешняя политика. Но для этого наш тыл (экономика и общество) должен быть мощным и консолидированным. И в наипервейшую очередь, для достижения этой цели, нам следует восстановить индустриально-технологический фундамент и научно-инженерный потенциал нашей страны.
Для этого, правительство Армении должно внести в свою экономическую политику существенные/принципиальные коррективы. Даже в это тяжелое военное время, требуется сформулировать и приступить к реализации, активной промышленной политике, направленной на реиндустриализацию или «новую индустриализацию» или «индустриализацию второго поколения» (для нас это идентичные термины). Вопрос, который многократно поднимался нашими учеными, экспертами, предпринимателями, по нему принимались правительственные решения, ну и наконец, был принят закон (12 декабря 2014 года №ЗР-184). Только последние два года, стали проводиться целенаправленные работы по восстановлению военно-промышленного комплекса.
Под промышленной политикой нами понимается набор конкретных мер, чтобы восстановить роль промышленности как базовой компоненты экономики, причем на основе передовых технологий, для перехода к постиндустриальному обществу с экономикой знаний. Хочу подчеркнуть, именно на основе передовых технологий.
С экономической точки зрения это значит, что все большую долю в добавленной стоимости занимает научное знание, имплементированное в производственный процесс и в его результат — индустриальный продукт.
Данная стратегия, нами освещалась, с разных точек зрения и уровня детализации.
В современном мире в условиях динамично развивающегося научно-технологического прогресса технологический фактор развития играет определяющую роль в обеспечении конкурентоспособности и национальной безопасности страны, создавая надежную основу для долгосрочного устойчивого роста.
Актуальность выбора представленной экономической политики диктуется не только ходом войны, но и долгосрочными стратегическими геополитическими прогнозами, касательно нашего региона.
Для противодействия этим планам, Армения должна обрести реальный суверенитет, с возможностью её защиты. Мы были сильнее в 90-е, но победа далась нам дорогой ценой, однако не до конца извлекли из нее уроков. Новая война оказалась крайне тяжелой. Официальный представитель Минобороны Армении, отвечая на вопрос, насколько армянская армия была готова к боевым действиям в Карабахе, заявил: «В целом, нынешняя война в Карабахе очень сильно отличается от прежних… армянская армия сейчас должна в кратчайшие сроки адаптироваться к современным условиям ведения войны. Нужно понять, что мы все эти годы отставали от Азербайджана в плане военных расходов. … Так что все проблемы сегодня, достижения и недостатки в армянской армии, – это результат длительных, многолетних процессов».
Указанные недостатки я обращаю на промышленную структуру, ее вес в ВВП (18.6%), который не соответствуют решаемым нами на сегодняшний день задачам военно-политической обстановки, и тем более она не соответствуют поставленным на долгосрочную перспективу мегацелям из “Стратегия трансформации Армении до 2050” (см. рис. 1 и 2)[1]
Рис. 1. Структура промышленной продукции по секторам производства (2019г., %)
Рис. 2. Структура обрабатывающей промышленности (2019г., %)
Беспокоит то, что промышленное развитие за последние два десятилетия показывало волатильную динамику (рис. 3)[2], что связано с её структурой:
Рис. 3. Динамика изменения объема промышленного производства к предыдущему году, %
Более подробно мы обсудим эти вопросы в следующей статье.
Сейчас нас более интересует термин “реиндустриализация” или “новая индустриализация”, как мы ее понимаем, и соответственно проецируем на экономику нашей страны.
Эти термины употребляются в контексте качественных трансформаций в сфере технологий, или качественного скачка в технологическом развитии, в которую вступили многие страны мира, независимо от их размера. В чем же это состоит? Я не связываю его с цифровизацией. Она не является основной характеристикой такого развития, а скорее обусловлена областью следствий определенных качественных сдвигов.
Наиболее значимые изменения происходят в содержании материального производства. И главное из них состоит в том, что основную роль в материальном производстве начинают играть не материальные факторы, а знание, которая составляет, наряду с материальной основой, неотъемлемую часть продукта производства.
Изменения в технологиях материального производства приводят к новому качеству продукта - производство становится знаниеемким – в этом сущность новой индустриализации, революционных изменений в промышленности. Оно присутствует во всех компонентах производственного процесса – материалах, технологиях, организации производства, наконец, в человеческом труде в рамках производственного процесса.
Речь идет о начале качественных изменений в содержании производства, потребностях, ценностях и мотивации человеческого поведения и, естественно, в социально-экономических отношениях и институтах. Экономические отношения между людьми, сам процесс производства и обмена продуктов будет меняться, т.к. человек не будет непосредственно включен в соответствующую деятельность. Он уйдет из непосредственного производства, заставив работать на себя порождения техносферы. И это отнюдь не утопия, процесс пошел.
Однако, выводы, типа что определяющая часть материального производства отмирает, думаю, не вполне правомерно. Изменения будут, и качественные, поскольку мы переходим принципиально новому типу материального производства. Мы станем свидетелями непрерывного роста знаниеемкости продукта материального производства (не только в количественном, но и в структурном контексте).
С технологической точки зрения, в основе будет лежать постоянно интенсифицируемый уровень знаний в технологиях. Это говорит о знаниеинтенсивности технологий материального производства в процессе реиндустриализации, или новом индустриальном обществе. В таком производствественном процессе, главную функцию будут играть операции и процессы, где человек, функционально станет лишь носителем знания. Это принципиально новый тип материального производства – знаниеинтенсивное производство.
Таков горизонт ближайшего будущего.
И менно с этих позиций нам надо подходить к вопросу проводимой политики по “реиндустриализации” или “новой индустриализации” нашей экономики, выбора направлений в промышленной и отраслевой политики, проводимой макро и микроэкономической политики.
Такая перспектива заставляет нас ставить острые и актуальные для нашей страны вопросы, среди которых и вопрос о преодолении наследия деиндустриализации. Это те фундаментальные подходы, которые на многие десятилетия определят пути развития нашей страны.
Речь идет не о возврате к прежней структуре экономики (что в принципе невозможно), а о новой индустриализации, базирующейся на технологиях самого передового рубежа знаний. Решение этой задачи диктуется не только современными тенденциями эволюции материального производства, но и необходимостью обеспечить подлинный экономический суверенитет нашей страны, которая невозможна без наличия крепкого научно-технологического ядра, опирающегося на высокотехнологичное индустриальное производство.
В свою очередь, новая индустриализация невозможна без отказа от стереотипов экономической политики «рыночного фундаментализма», неолиберальных идеологических штампов, которая еще преобладает в идеологической конструкции проводимой в Армении такой политики. Прорыв в новое индустриальное будущее требует изменения установок, государственных решений в сфере экономики, государственных программ, реорганизации соответствующих институтов и т. д.
С сожалением должен заметить, что и хотя набор требуемых изменений в экономической политике хорошо известен, нам приходится их повторять.
Нам необходима активная, действенная промышленная политика, опирающаяся на использование широкого спектра методов государственного регулирования экономики, включая, стратегическое планирование, а также развитие государственно-частного партнерства, одной из главных задач которого станет эффективная реинтеграция производства, науки и образования. Потребует она перехода к социально-ориентированной экономике, без чего невозможно эффективно использовать главный ресурс инновационного производства – образованного, культурного, способного к творческой деятельности человека.
В ходе рыночных трансформаций мы практически утратили свою прикладную науку. Под угрозой фундаментальная наука, при общем отсутствии понимания, какая модель организации науки нужна сегодня нам.
Современная научно-технологическая революция порождает новые требования к человеческому капиталу, требует новых подходов к профессиональной подготовке, обеспечения нового качества рабочей силы, трансформации профессионально-квалификационной структуры занятости. Последнее должно происходить в направлении наращивания кадрового потенциала страны высокообразованными техническими специалистами, учеными, инженерами и высококвалифицированными рабочими.
Не забывая о насущных задачах, мы должны помнить и о стратегической перспективе. Вслед за новой индустриально-технологической революцией неизбежно последует изменение общественного устройства, всего облика общества.
[1] Социально-экономическое положение Республики Армения в январе-декабре 2019 года.
[2] Доходы от меди в Армении могут упасть, от золота – вырасти.