Самый масштабный экономический кризис со времен Второй Мировой войны

10 м.   |  2020-09-18

Полугодовые тенденции в мире 

2 020 год оказался экономически неблагополучным для всего мира: коронавирусная инфекция, которая быстро распространилась по миру, нанесла огромный удар не только системе здравоохранения, но и привела к цепному спаду в экономике. Еще до начала пандемии международные организации, на фоне напряженности отношений США-Иран, США-Китай и ряда других стран, прогнозировали замедление роста мировой экономики в 2020 году.


Хотя Международный валютный фонд ранее прогнозировал рост мировой экономики на 3,3%, с распространением эпидемии эти прогнозы изменились, и начали фиксироваться пессимистические тенденции. МВФ сперва прогнозировал 3-процентный спад мировой экономики, затем пересмотрел свой прогноз, установив показатель спада на 4,9%. Согласно прогнозам Международного валютного фонда, и Всемирного банка, ущерб от пандемии коронавируса будет больше, чем во время глобального финансового кризиса 2008-2009 годов. Более того, по прогнозам ВБ, экономический спад, обусловленный коронавирусной эпидемией, может быть самым масштабным со времен Второй Мировой войны.

С учетом того, что почти во всех странах было объявлено чрезвычайное положение, закрылись границы, была парализована вся мировая экономика, давайте рассмотрим влияние эпидемии на экономику развитых и развивающихся стран, исследовав полугодовые статистические данные.

Китай

В начале года казалось, что экономика Китая пострадает от коронавируса больше всего, но она довольно быстро восстановилась. В первом квартале текущего года по сравнению с тем же периодом 2019 года ВВП Китая зафиксировал спад на 5,3%, однако во втором квартале сумел очень быстро восстановиться, зафиксировал рост на 21,1%, по сравнению с первым кварталом, и на 3,2% - по сравнению со вторым кварталом прошлого года. В целом, по предварительным данным, в первом полугодии 2020 года, ВВП Китая снизился на 1,6% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Обеспечив столь низкий показатель спада, КНР еще раз продемонстрировала, что  сочетая систематизированную государственную политику с национальной дисциплиной, способна доподлинно стать сверхдержавой.

США

В отличие от Китая, экономика США по-прежнему не может справиться с эпидемией как со здравоохранительной, так и с экономической точки зрения. Если в первом квартале этого года ВВП страны по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упал на 5%, то во втором  квартале снижение составило 32,9%. Причина такого падения ВВП - значительное сокращение потребительских расходов, инвестиций, экспорта, хотя  правительство США реализовало масштабные программы поддержки. Еще в середине марта правительство США вложило в экономику 2,3 триллиона долларов на выплату пособий по безработице (600 долларов в неделю), для поддержки бизнес-кредитов и удовлетворения потребностей системы здравоохранения.

 В то же время Федеральная резервная система (ФРС) США проводила стимулирующую денежно-кредитную политику, выкупала крупные объемы государственных облигаций, ипотечных кредитов, активно использовала инструментарий РЕПО и снизила ставку рефинансирования до нуля. В августе же президент США Дональд Трамп объявил о прекращении налогообложения зарплат до конца года. Несмотря на такие масштабные мероприятия, во втором квартале США не удалось избежать глубокого экономического спада.

ЕС

Б орьба с пандемией оказалась нелегкой и в постбрекситовской Европе. На начальном этапе единство стран-членов ЕС было нарушено, и каждое государство пыталось самостоятельно бороться с распространением вируса и его последствиями, что оказалось не столь эффективным.

По предварительным оценкам, ВВП Евросоюза во втором квартале 2020 года, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, снизился на 14,4%, что является самым большим спадом с 1995 года. ВВП ведущих стран ЕС - Франции и Германии – зафиксировали спад на 19 и 11,7% соответственно. Снижение ВВП ЕС в первом квартале составило 2,5%.

Россия

2 020 год стал одним из худших также для российской экономики. Пандемия коронавируса сопровождалась падением спроса на нефть и газ. Не секрет, что российский бюджет очень сильно зависит от продажи энергоресурсов. И хотя сейчас национальные экономики восстанавливаются и спрос на нефть растет с каждым днем, российский «Газпром» в первой половине этого года, по сравнению с тем же периодом 2019-го, сократил экспорт в Европу на 18%. Россия также потеряла второго крупного  покупателя газа - Турцию.

Однако в первом полугодии этого года России удалось зафиксировать рост ВВП на 1,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом в рассматриваемый период промышленное производство в РФ сократилось на 3,5%, розничная торговля - на 6,4%, услуги - на 19,9%. В аграрном секторе зарегистрирован рост на 3%. За первые 5 месяцев этого года, по сравнению с тем же периодом прошлого года, внешнеторговый оборот России упал на 16,8%, импорт - на 6,8%, экспорт - на 22,5%.

Грузия

Э кономический год оказался неблагоприятным и для соседней Грузии. В первой половине 2020 года, по сравнению с тем же периодом прошлого года, ВВП Грузии снизился на 5,8%. При этом в первом квартале текущего года зафиксирован рост ВВП на 2,2%, а во втором - на 12,6%. В первом полугодии внешнеторговый оборот Грузии снизился на 18,2%, импорт - на 19,1%, а экспорт - на 15,9%.

Во втором квартале этого года в Грузии зафиксировано 36,2 тысячи посетителей, что на 94% меньше, чем за аналогичный период 2019 года. Практически такая же картина сложилась в июле: в Грузию прибыло на 95% меньше посетителей, чем в июле прошлого года. С постепенным открытием границ этот сектор экономики Грузии, который сильно зависит от туризма, может констатировать некоторый рост.

Азербайджан

П андемия оказала значительное негативное влияние также на экономику Азербайджана. С одной стороны, на рынке было зафиксировано сокращение спроса на нефть и избыточное предложение, в результате чего цены на «черное золото» резко упали (цена на нефть марки WTI 5 марта составила $45,9  за баррель, а 11 апреля - уже $11,26). С другой стороны, правительство Азербайджана избрало путь введения ограничений.

Согласно официальной статистике правительства Азербайджана, в январе-июле 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года ВВП упал всего на 2,8%, в то время как спад в сфере промышленности составил 2,7%. При этом доходы государственного бюджета увеличились на 11,4%, капитальные инвестиции - на 2,6%, сельское хозяйство - на 2%.

ЕАЭС

В январе-июне 2020 года в государствах-участниках ЕАЭС снизились основные макроэкономические показатели. В частности, в январе-июне 2020 года, по сравнению с аналогичным периодом минувшего года, в Евразийском экономическом союзе зарегистрирован спад сектора промышленности на 3%, грузоперевозок - на 5,8%.

В январе-мае внешнеторговый оборот Союза снизился на 16,2%, а внутренняя торговля - на 15,2%. Примечательно, что в рассматриваемый период во всех странах-членах ЕАЭС зарегистрирован рост сельскохозяйственной сферы.

Армения

Э кономический спад эпохи пандемии не обошел и Армению. Уже в марте в республике ввели  ряд ограничений, в том числе и экономические, которые были несколько смягчены лишь в мае. Из-за экономических последствий пандемии во втором квартале в Армении было зарегистрировано резкое снижение экономической активности. Причем это было обусловлено как факторами предложения - сокращение рабочей силы и производительности труда, нарушение цепочек поставок, так и факторами спроса - сокращением и задержкой потребления и инвестиций, усилением тенденции к экономии сбережений.

Таким образом, индекс экономической активности в Армении в первом полугодии 2020 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился на 4,7%, а в июне по сравнению с тем же месяцем 2019-го упал на 7,5%. Спад экономической активности сопровождался значительным снижением показателей внутреннего спроса, что нашло отражение в существенном сокращении как частного потребления, так и частных инвестиций.

Хотя в июне наблюдался серьезный рост денежных переводов от физических лиц – потоки были больше прогнозируемых показателей, фиксировалось определенное восстановление темпов роста кредитования; при этом совокупный спрос оставался слабым по сравнению с минувшим годом, но значительно стабилизировался по сравнению с предыдущим месяцем: по сравнению с маем, экономическая активность в июне выросла на 14,8%.

В первой половине 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года промышленность зафиксировала рост на 1,5%, а сельское хозяйство - на 1,7%. Увеличение показателей промышленного сектора во многом был обусловлен ростом в горнодобывающей отрасли - 24,3%. Росту, зарегистрированному в сельскохозяйственной сфере, также способствовали правительственные программы поддержки этой отрасли.

В остальных секторах экономики в первой половине года был зафиксирован спад. В частности, товарооборот снизился на 11,1%, объем услуг без торговли - на 6,4%, внешнеторговый оборот - на 10,3%, экспорт - на 6,5%, импорт - на 12,9%. Наибольший спад за рассматриваемый период, к сожалению, был зафиксирован в строительном секторе - 23,4%. Сократились также объемы строительства, осуществляемого за счет средств государственного бюджета, - на 22,3%, объем реализуемого организациями строительства - на 18,3%, объем проводимых населением строительных работ - на 31,6%.

В первом полугодии, по сравнению с 2019 годом, среднемесячная номинальная заработная плата увеличилась на 5,4%, составив 186 410 драмов. Среднемесячная заработная плата в госсекторе составила 162 011 драмов, увеличившись на 8,3%, а в негосударственном секторе – 198 323 драма, зафиксировав рост на 3,8%.

Примечательно, что в нынешней кризисной ситуации ЦБ РА, проводя стимулирующую денежно-кредитную политику, смог обеспечить низкий уровень инфляции. В июле 2020 г. 12-месячная инфляция на потребительском рынке Армении составила 1,5%, а по сравнению с предыдущим месяцем была зарегистрирована дефляция в размере 2,1%.

Что касается стратегии борьбы с эпидемией, государства изначально были разделены на две группы: страны, которые прошли строгий режим ограничений, их было  подавляющее большинство, в том числе Армения, и страны, которые продолжали функционировать в привычном русле. К последним относятся Швеция и Беларусь.

Изучая опыт Швеции, можно констатировать, что уровень смертности от коронавируса в 6 раз выше, чем в Дании, и в 12 раз больше, чем в Норвегии. Отсутствие ограничений не помогло и экономике. Согласно прогнозу Центрального банка Швеции, ВВП страны в 2020 году снизится на 4,5%. Для сравнения отметим, что Дания прогнозирует снижение ВВП на 4,1%. И это естественно, ведь экономика Швеции сильно зависит от международной торговли. Следовательно, нарушение цепочки поставок оказало прямое влияние на шведскую экономику. Таким образом, даже те страны, которые не выбрали путь строгих ограничений, все равно оказались под их воздействием вследствие всеобщего локдауна.

Резюмируя, можно сказать, что применение ограничений является наиболее эффективным способом борьбы с пандемией, и в этом контексте Армения избрала правильный вектор.