Российско-турецкие отношения в контексте июльской эскалации в Тавуше

8 м.   |  2020-08-27

Б оевые действия на границе Армении и Азербайджана, произошедшие в июле 2020 года в тавушском направлении, вновь обострили вопрос российско-турецких отношений. Россия является сопредседателем Минской группы ОБСЕ, одновременно военно-политическим союзником Армении по ОДКБ. Турция, хотя и не является сопредседателем, однако также состоит в Минской группе ОБСЕ. Это стратегический союзник Азербайджана, и с самого начала Арцахского конфликта Анкара открыто проводит проазербайджанскую политику.


Здание МИД РФ

Предметом конфликта интересов этих двух держав в постсоветский период стал вопрос контроля над Закавказьем. С целью  реализации политики пантюркизма, возродившейся после распада СССР, Турция сначала стремилась установить контроль над этим регионом, а затем расширить влияние на территории Средней Азии и собственно России. Достижение таких целей опасно для РФ. Посему конфликт российско-турецких интересов в Закавказье носит стратегический характер, а в случае с Россией даже характер жизненно важной безопасности.

Российско-турецкое пока что неявное (латентное) противостояние в Закавказье проявилось во время армяно-азербайджанской пограничной эскалации в июле. О важности проблемы для этих держав свидетельствует тот факт, что обе страны отреагировали на разворачивающиеся события на самом высоком уровне – устами высших должностных лиц, ответственных за внешнюю политику (президентов, министров иностранных дел). Напряженность в Тавуше обсуждалась на заседаниях советов безопасности как России, так и Турции [1], в случае РФ - дважды (17 июля [2] и 24 июля [3]). Наконец, вопрос стоял в повестке дня двусторонних отношений и обсуждался на официальном уровне.

Другие страны и международные организации также отреагировали на эскалацию в Тавуше, однако на столь высоком уровне и с такой интенсивностью вопрос обсуждался лишь во внешнеполитических повестках России и Турции. Обсуждение этого вопроса в повестке российско-турецких межгосударственных отношений беспрецедентно, поскольку, за исключением межгосударственных отношений Москва-Анкара, тавушская эскалация повесткой в межгосударственных отношениях других стран не стала.

В дни тавушской эскалации Турция была единственной страной в мире, которая открыто поддерживала Азербайджан в дипломатической, информационной и военной сферах. Эта безоговорочная поддержка наиболее наглядно проявилась в осуждении Армении на самом высоком официальном уровне (президент, министр иностранных дел и т.д.). Таким образом, Анкара стремилась использовать удобный повод для усиления своей роли в карабахском вопросе, а в случае успеха своего союзника - Азербайджана - для расширения своего присутствия и влияния на Кавказе.

Своими провокационными односторонними заявлениями и действиями Турция создавала дополнительную напряженность в регионе, препятствуя деэскалации ситуации, что в России не могли не заметить и проигнорировать. Поэтому Москва в свою очередь стремилась сдержать устремления Анкары через дипломатические и информационные каналы.

Россия выразила обеспокоенность деструктивными действиями Турции двумя способами: а) через дипломатические контакты на уровне высшей власти; б) посредством распространяемых через СМИ заявлений.

Если сначала заявления Москвы были общего характера, в виде прозрачных намеков, без конкретных адресатов, то с обострением ситуации они стали более адресными.

Согласно состоявшимся 13 июля телефонным разговорам главы МИД РФ Сергея Лаврова с министрами иностранных дел Армении и Азербайджана - Зограбом Мнацаканяном и Эльмаром Мамедъяровым [4], которые опубликованы на сайте российского внешнеполитического ведомства, с российской стороны была «отмечена важность того, чтобы все члены Минской группы проявляли ответственный подход в оценках складывающейся ситуации и избегали заявлений и действий, которые могут спровоцировать дополнительный рост напряженности» [5]. Очевидно, что данное послание было адресовано Турции, о чем свидетельствует формулировка «все члены Минской группы».

Через несколько дней, 17 июля, заместитель министра иностранных дел РФ Андрей Руденко сделал аналогичное заявление, явно указав на Турцию. От имени МИД России он призвал Анкару проявить сдержанность в карабахском вопросе и  воздержаться от действий, которые могут вновь внести напряженность между двумя странами (Арменией и Азербайджаном. - авт) [6].

23 июля министры иностранных дел России и Турции С. Лавров и М. Чавушоглу в телефонном разговоре в числе прочих вопросов обменялись мнениями о сложившейся в Закавказье ситуации. «В связи с недавней эскалацией насилия между Арменией и Азербайджаном с российской стороны была акцентирована необходимость проявления взвешенных подходов и оказания сдерживающего воздействия на вовлеченные в конфликт стороны в целях недопущения дальнейшего обострения обстановки, обеспечения безопасности на армяно-азербайджанской границе, активизации усилий по нагорно-карабахскому урегулированию. Условлено развивать взаимодействие Москвы и Анкары в интересах стабилизации в регионе», - сообщила пресс-служба МИД РФ [7].

Если перевести с дипломатического языка, то Россия выразила обеспокоенность односторонней проазербайджанской политикой Турции, которая стимулирует воинственность Азербайджана, что чревато риском дальнейшего обострения ситуации и нарушения безопасности границ, более того, сводит на нет усилия по урегулированию проблемы переговорным путем. Российская сторона дала понять, что ожидает использования Анкарой своих рычагов влияния на Баку, чтобы перевести действия азербайджанской стороны в конструктивное русло.

Такая же позиция официальной Москвы была высказана в ходе телефонной беседы президента РФ Владимира Путина с турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом 27 июля. «Проведён обмен мнениями о положении дел в Закавказье в контексте обострения обстановки в районе армяно-азербайджанской государственной границы. Владимир Путин подчеркнул важность недопущения любых действий, способствующих эскалации напряжённости», - передавала пресс-служба Кремля [8].

В дни июльской эскалации Азербайджан предпринял шаги по легализации действий Турции, а также по расширению спектра влияния Анкары в карабахском вопросе. Выразив неудовлетворенность действиями сопредседателей Минской группы ОБСЕ, официальный Баку предложил созвать расширенное заседание Минской группы с участием всех членов.

Поскольку Турция является одним из 11 членов Минской группы, нетрудно догадаться, что цель такого предложения заключалась в создании еще больших правовых возможностей для вовлеченности Турции в карабахский процесс. Не исключено, что за таким предложением Азербайджана стояла Турция. Однако предложение Баку было проигнорировано сопредседателями Минской группы ОБСЕ, в том числе Россией [9], а это означает, что Москву, мягко говоря, не вдохновляет перспектива расширения или углубления вовлечения Турции в карабахский вопрос.

С проблемой напряженности на армяно-азербайджанской границе в июле связаны также начавшиеся 29 июля совместные широкомасштабные оперативно-тактические и летно-тактические учения Турции и Азербайджана [10].

По российским данным, в учениях приняли участие около 5000 военнослужащих, 150 единиц бронетехники, до 150 единиц средств артиллерии и ПВО, а также до 30 самолетов тактической авиации, многоцелевых вертолетов, разведывательных и ударных беспилотных летательных аппаратов [11].


Турецко-азербайджанские военные учения - 2020

Хотя учения были плановыми, тем не менее, поскольку это совпало с июльскими событиями, то не могло не привлечь внимания экспертного сообщества и официальных кругов. Тем более что они проходили недалеко от границы с Арменией.

Заместитель директора Департамента информации и печати МИД России А. Зайцев в связи с учениями заявил: «Мы, разумеется, самым внимательным образом следим за ситуацией в регионе, особенно с учетом недавнего армяно-азербайджанского пограничного конфликта, и настойчиво призываем все стороны к сдержанности, в том числе и в их текущей военной деятельности» [12].

12 августа по инициативе азербайджанской стороны состоялся телефонный разговор президента РФ Владимира Путина с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым.

Как передала пресс-служба Кремля, был проведен обмен мнениями по региональной проблематике в контексте имевшего места в июле этого года обострения обстановки на азербайджано-армянской государственной границе. «С российской стороны подчёркнута важность недопущения любых действий, способствующих эскалации напряжённости», - сказано в сообщении [13].

Подобное предупреждение, сделанное спустя некоторое время после спада напряженности на границе, связано с продлением упомянутых выше турецко-азербайджанских военных учений, в которых официальная Москва усмотрела опасность дальнейшей дестабилизации в регионе. Более того, продление этих учений сопровождалось встречами руководителей военно-политических ведомств Турции и Азербайджана, в ходе которых продолжали озвучиваться деструктивные заявления.

11 августа Турцию посетили министр обороны и глава МИД Азербайджана - Закир Гасанов и Джейхун Байрамов. На встречах с турецкими официальными лицами в основном обсуждались армяно-азербайджанские столкновения на границе в июле

Министр иностранных дел Турции Чавушоглу подтвердил поддержку Анкарой братьев-азербайджанцев, отметив, что в вопросе Карабаха Турция всегда выступала на стороне Баку и должна продолжать содействие Азербайджану, поддерживая любые шаги и решения азербайджанской стороны [14].

Министр обороны Турции Хулуси Акар, который 13 августа прибыл в Баку для наблюдения за совместными турецко-азербайджанскими военными учениями, напомнил формулу «одна нация - два государства» и осудил Армению за столкновения в Тавуше. «Хочу еще раз подчеркнуть, что Турция продолжит поддерживать Азербайджан против Армении... Мы до конца будем рядом с азербайджанскими собратьями» [16].

Таким образом, в контексте тавушской эскалации Москва увидела в действиях Анкары угрозу безопасности как региона, так и самой России, которую и пыталась подавить посредством дипломатических и информационных каналов.


[1] Ազգային անվտանգութեան խորհուրդի երէկուայ նիստը, Նոր Մարմարա, 23.07.2020։

[2] Совещание с постоянными членами Совета Безопасности

[3] Совещание с постоянными членами Совета Безопасности

[4] 16 июля Эльмар мамедъяров был отправлен в отставку с поста главы МИД Азербайджана. Его сменил в этой должности бывший министр образования Джейхун Байромов. Президент Азербайджана отправил в отставку главу МИД

[5] О телефонных разговорах Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Армении З.Г.Мнацаканяном и Министром иностранных дел Азербайджана Э.М.Мамедъяровым

[6] Ռուսաստան ազդարարեց Թուրքիան. Թուրքիա զսպուածութիւն պէտք է ցուցաբերէ Ղարապաղեան հարցի շուրջ, Նոր Մարմարա, 18.07.2020։

[7] О телефонном разговоре Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Турции М.Чавушоглу

[8] Телефонный разговор с Президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом

[9] См. Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 23 июля 2020 года

[10] См. Турецко-азербайджанские учения продлеваются – Тигран АбрамянМинистры обороны Турции и Азербайджана присутствовали на учениях ВС двух стран

[11] Брифинг заместителя директора Департамента информации и печати МИД России А.А. Зайцева, Москва, 30 июля 2020 года

[12] Там же.

[13] Телефонный разговор с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым

[14] Ատրպէյճանի պաշտպանութեան ու արտաքին գործոց նախարարները Թուրքիա եկան, Նոր Մարմարա, 12.08.2020։

[15] Вместе с ним за учениями следили глава Минобороны Азербайджана Закир Гасанов и начальник Генштаба ВС Турции Яшар Гюлер.

[16] Турция продолжит поддерживать Азербайджан против армянских оккупантов