Использование в турецкой прессе ложных топонимов «Южный и Северный Азербайджан»
8 м. | 2020-07-02Находящиеся на северо-западе Ирана провинции Ардебиль, Восточный и Западный Атрпатакан, а в культурном плане также Зенджан, где проживают преимущественно тюркоязычные азари (азери), с начала 20 века, после создания Азербайджана, в рамках пантюркистской идеологии азербайджанского государства и Турции стали обозначаться ложным топонимом «Южный Азербайджан».
Фейковые топонимы «Южный Азербайджан» и проистекающий из этой логики «Северный Азербайджан» объясняются тезисом «азербайджанской историографии», согласно которому «в соответствии с Гюлистанским договором (1813 г.) и Туркменчайским договором (1828 г.) территории Азербайджана были поделены между двумя государствами: Северный Азербайджан присоединился к России, а Южный Азербайджан - к каджарскому Ирану» [1]. Эти формулировки, фактически отражающие азербайджано-турецкие территориальные притязания в отношении северных провинций ИРИ*, в настоящее время широко используются не только азербайджанскими, но и турецкими общественными и политическими деятелями, часто встречаются в СМИ Турции, несмотря на чувствительность Ирана к вопросам территориальной целостности.
Формулировки «Южный Азербайджан» и «Северный Азербайджан» используются в контенте таких ключевых турецких СМИ, как Hürriyet, Milliyet, Süzcü, Yeniçağ, Habertürk и государственное информационное агентство Anadolu. Они используются как в цитатах политиков, аналитиков и тех или иных частных лиц, так и в публикациях, которые целиком соответствуют редакционной политике изданий. Однако следует отметить, что тезис «Северный Азербайджан», в отличие от формулировки «Южный Азербайджан», применяется редко.
Псевдотопоним «Южный Азербайджан», конечно, в первую очередь используется турецкими деятелями, придерживающимися ультраправой, националистической идеологии. Так, Hürriyet и Milliyet представляют речь председателя входящей ныне в правящую коалицию Партии националистического движения Девлета Бахчели, произнесенную на встрече с парламентской фракцией данной политической силы в 2016 году, когда политик выразил слова защиты и поддержки «соотечественникам в Южном Азербайджане» [1].
Рупор турецких националистов – издание Yeniçağ – пишет о выступлении лидера еще одной ультраправой политической силы – председателя «Хорошей партии» Мераль Акшенер. В 2018 году политик в одном из выступлений с гордостью заявила, что только «Хорошая партия» призвала не экстрадировать «уроженца Южного Азербайджанца Рахима Джавабдейли (выходец из Тебриза, считающий себя тюркским националистом, который скрывался на территории Турции)».
В современной турецкой прессе распространены различные пантюркистские заявления азербайджанских деятелей, в которых, например, отмечается: «В Киркуке, Мосуле, Восточном Туркестане (западная часть Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая), Южном Азербайджане и Карабахе все живут в надежде на то, что однажды братья из Турции спасут их». Или еще пример: «Живущие в Южном Азербайджане тюрки борются за право получать образование на родном языке» и т.д. [1, 2, 3, 4, 5].
В целом, в турецкой прессе идея создания «Единого Азербайджана» (формулировка «Северный Азербайджан» используется в основном в данном контексте) зачастую озвучивается в публикациях, посвященных одному из авторов этого тезиса - второму президенту Азербайджана Абульфазу Эльчибею, которого часто называют «незабываемым лидером тюркского мира» [1, 2]. Именно А. Эльчибей в 1990-х годах регулярно заявлял, что не признает территориальную целостность Ирана**.
«Я не признаю территориальную целостность Ирана. Однажды Северный и Южный Азербайджан обязательно объединятся․ Никаких иранских тюрок нет. Неужели в Иране есть тюрки? Нет никакой иранской земли. Так называемый Иран – это Хорасан, Персия, Белуджистан, Хузестан. То есть Иран похож на Советский Союз. Есть ли сейчас Советский Союз? И Тебриз, и Казвин - моя земля. Это персы проникли сюда, пусть сгинут», - сказал Эльчибей в интервью Milliyet в ноябре 1997 года.
Тиражирование псевдотопонима «Южный Азербайджан» напрямую связано с действующими в Турции начиная с 1960-х годов так называемыми «клубами идеологов» (Ülkü Ocakları), объединяющими фанатичную пантюркистскую молодежь, иными словами, с ультранационалистическими «Серыми волками». В прессе встречаются публикации, например, о том, что «клубы идеологов» Газиантепа или Ортаджи начали кампанию по оказанию помощи сирийским туркоманам (туркменам), говоря о которых непременно упоминают «тюрок Южного Азербайджана» [1, 2]. «Клубы идеологов» были особенно активны в ноябре 2015 года, когда по государственному телевидению Ирана показали программу, в которой был эпизод, якобы оскорбляющий честь и достоинство жителей Атрпатакана.
«Серые волки» в Турции организовали акции протеста в поддержку «тюркских братьев-соотечественников», которые освещались в прессе с таким акцентом: «Поддержку тюркам Южного Азербайджана выразили клубы идеологов Карса», «Реакция клубов идеологов на преследование тюрок Южного Азербайджана» и др. [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7].
Как и в случае с «Серыми волками», в публикациях СМИ, которые освещают проводимые в рамках других инициатив пантюркистские культурные мероприятия, деятели искусств и эксперты из северных провинций Ирана представляются как «гости из Южного Азербайджана». Такие формулировки можно найти, например, в публикациях, посвященных мероприятию под названием «Поэтические вечера Караджоглана», премии «За выдающийся вклад в возрождение Тюркского мира» и другим церемониям [1, 2, 3, 4, 5, 6].
Следует отметить, что такие события обычно сопровождаются пантюркистскими выступлениями, в которых может, например, говориться следующее: «Надежда на то, что тюркский мир однажды сольется в едином объятии, не утрачена, сердца присутствующих бьются начиная с Боснии до самого Южного Азербайджана, с Восточного Туркестана до Косово, с Сирии до Северного Афганистана, от северного Ирака до Крыма, от Карабаха до западной Фракии, - на всех территориях, где живет хотя бы один тюрок».
Турецкая пресса регулярно освещает матчи знаменитого Тебризского футбольного клуба «Трактор» (ранее «Трактор Сази»), во время которых фанаты часто держат постеры с сепаратистскими пантюркистскими надписями: «Счастлив тот, кто говорит: я турок», «Южный Азербайджан - это не Иран» «Стоп персидскому фашизму», «Тебриз, Баку, Анкара… Где мы, а где персы?» Сама футбольная команда характеризуется в турецкой прессе как «символ тюрок Южного Азербайджана» и «голос турок Южного Азербайджана». «Трактор» также представляется как «футбольный клуб с наибольшим числом тюркских болельщиков в мире» [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]. Не случайно, например, в 2017 году делегация из Атрпатакана встретившаяся с Д. Бахчели, подарила ему символическую красно-белую футбольную форму «Трактора» - в знак благодарности за «поддержку Южного Азербайджана и тюркского мира». Кстати, новость о визите также была распространена в прессе с акцентом на «встречу Бахчели с делегацией из Южного Азербайджана», а сам фейковый топоним использовался при этом многократно.
В некоторых турецких СМИ можно встретить публикации об иранском правозащитнике и активисте экологического движения Мортазе Морадпуре, который в 2016 году объявил голодовку в тюрьме Тебриза [1]. Представляя комментарии членов «Ассоциации по правам азербайджанского народа в Иране» (Association for the Human Rights of the Azerbaijani People in Iran, AHRAZ, действует в Турции, Европе и США) касательно голодовки Морадпура, а также о тюркоязычных жителях севера Ирана, государственное информационное агентство Турции Anadolu также использовало формулировку «Южный Азербайджан».
Информагентство также представило комментарии, в которых отмечалось: «В Иране на протяжении 90 лет в отношении тюрок проводится политика ассимиляции... В Иране против тюрок осуществляются давление и дискриминация, причем не религиозная, а расовая». И прочее.
На страницах Anadolu можно встретить также антиармянские, пропагандистские статьи, в которых утверждается, будто «армяне и несториане (ассирийцы) в 1917-1918 годах осуществили погромы тюрок Южного Азербайджана, которые до сих пор не привлекли внимания ни СМИ, ни научного мира». Статьи, исследующие эту фейковую тему, можно найти в других турецких медиа, и в этих материалах также северные районы Ирана именуются «Южным Азербайджаном» [1, 2, 3, 4].
Турецкая пресса в своих публикациях о событиях в Иране также использует термин «проблема». Например, в 2017 году выступление одного из депутатов города Урмия было распространено в прессе с таким акцентом: «Жесткое предупреждение Хасану Роухани от депутата Южного Азербайджана». Турецкие СМИ обращаются к теме «Южного Азербайджана и местного тюркского населения» также в различных историко-политических и географических очерках [1, 2, 3].
С точки зрения использования данного тезиса особо примечательна одна из публикаций турецкого издания Yeniçağ от 16 февраля этого года о землетрясении в Ване силой 4.7 балла. В статье отмечалось: «Сообщалось, что эпицентр землетрясения находится на границе с Южным Азербайджаном». Речь идет, конечно, о турецко-иранской государственной границе.
Таким образом, в современных турецких СМИ искусственные топонимы «Северный Азербайджан» и особенно «Южный Азербайджан», исходящие из пантюркистской программы «Единый Азербайджан», находят разнообразное применение. Они используются как в простейших информационных публикациях, так и в пропагандистских, исторических, спортивных материалах, небольших и обширных культурных статьях, аналитике. Использование тезиса «Южный Азербайджан» в прессе, хотя в основном связано либо с азербайджанскими, либо с турецкими националистическими кругами, носит широкомасштабный и многоаспектный характер, что приводит к распространению ложного топонима. Тиражирование антииранского тезиса в турецких провластных или даже в государственных СМИ свидетельствует о том, что этот концепт не противоречит, а, напротив, идеально вписывается в идеологию правящих в Турции последние два десятилетия партий.
* В 2010-2013гг., когда отношения Баку и Тегерана крайне обострились, в парламенте Азербайджана выступили с предложением переименовать Азербайджанскую Республику в «Северную Азербайджанскую Республику». // См.: Азербайджан как две страны одного народа, 06․02․2012, Радио Свобода
** Абульфаз Алиев (Эльчибей) - лидер ультраправой националистической партии «Народный фронт Азербайджана», 7 июля 1992 года стал вторым президентом получившей независимость Азербайджанской Республики. Его правительство, которое рассматривало Иран и Россию как угрозу безопасности Азербайджана, выступило с рядом заявлений, призывающих «освободить захваченную родину азербайджанцев - Южный Азербайджан - и объединить два Азербайджана». Подробности см .: Байбурдян В., Иран-Азербайджан: соседи или геополитические и геоэкономические противники? Страны и народы Ближнего и Среднего Востока, Ереван, 2003, XXII, с. 9-10.
В качестве источников для исследования использовались материалы Hürriyet.com.tr, Milliyet.com.tr, Sözcü.com.tr, Yeniçağgazetesi.com.tr, Sabah.com.tr, Haberler.com, AA.com.tr, Habererk.com, Yenihaberden.com, Habertürk.com.tr.