Система обеспечения военной безопасности Армении

7 м.   |  2019-04-29

Одной из важнейших функций политической власти служит обеспечение военной безопасности государства, поскольку этот сегмент играет существенную роль в деле поддержания стабильности политсистемы, свободного развития и реализации национальных интересов. Необходимость всестороннего изучения системы военной безопасности, ее анализ в структурно-содержательном и функциональном плане обусловлены объективным требованием повышения эффективности государственной политики в данной сфере, совершенствования и жизнеобеспечения военной доктрины и стратегии национальной безопасности Армении, реструктуризации военной организации и армейского реформирования. Эти требования всегда актуальны с учетом внутритерриториальных и внетерриториальных вызовов РА.     

Военная безопасность часто рассматривается как синоним оборонной безопасности государства, что не совсем корректно. Если оборонная безопасность предусматривает средства защиты от угроз исключительно военным путем, то термин «военная безопасность» включает не только военные, но и экономические, политические, правовые и другие средства, которые в комплексе позволяют противостоять как внешним, так и внутренним угрозам для государства. В таком случае можно утверждать, что оборонная безопасность представляет собою часть военной безопасности.   

В частности, в российской Военной энциклопедии военная безопасность определяется следующим образом: «Это состояние и характер внутренней и международной жизни, которые нейтрализуют или исключают возможность нанесения личности, обществу, государству, мировому сообществу ущерба средствами вооруженного насилия». В институциональном плане основная цель военной безопасности заключается в обеспечении вооруженной защиты территориальной целостности, национальной независимости и суверенитета государства, создании военных гарантий стабильности общественного и государственного строя, поддержании правопорядка, пресечении террористических действий политических и криминальных групп. Именно в этом институциональном плане мы и попытаемся рассмотреть структурные особенности системы обеспечения военной безопасности.   

Реализация практических решений проблем, связанных с системой обеспечения военной безопасности, невозможна без определения характера входящих в нее субъектов. Это важно также для осознания обусловленной военными угрозами политической целенаправленности защиты национальных интересов, а также для понимания концептуальных формулировок политического руководства в вопросе обеспечения военной безопасности.

Некоторые исследователи делят субъекты системы обеспечения военной безопасности на две группы, которые соотносятся как части целого. Согласно классификации, первичным субъектом системы обеспечения военной безопасности, включающим весь институциональный комплекс, выступает государство. Государство является не просто носителем национальных интересов, но и основным инструментом обеспечения безопасности своих граждан, гарантом защиты от разного рода угроз и опасностей.   

Опираясь на политический, экономический, демографический и военный потенциал, исходя из взаимоотношений субъектов внутренней и внешней политики, учитывая характер военных угроз, государство устанавливает конкретные подходы по обеспечению военной безопасности, определяет содержание и ориентацию политической повестки, а также предусматривает механизмы противодействия военным угрозам. Государство, реализуя в данной сфере свои функции, взаимодействует также с другими субъектами внутренней политики с целью обеспечить полноценную безопасностную среду. В этом плане все госорганы исполнительной власти в сфере безопасности, включая силовые структуры и средства по обеспечению безопасности, входят в систему обеспечения военной безопасности РА.       

Тем самым, государство реализует политику обеспечения военной безопасности посредством системы органов государственной власти, специальных госучреждений, специального круга ответственных лиц. Данные органы, институты, ответственные лица представляют собою вторую группу субъектов системы обеспечения военной безопасности. Посему каждый субъект системы обеспечения военной безопасности выполняет уникальные, характерные только для него функции, а государство координирует, систематизирует и руководит деятельностью всех этих субъектов в комплексе. Субъектность лиц, организаций, институтов по обеспечению военной безопасности проявляется в тех правоотношениях, в которых они находятся с государством, политической властью.  

Содержание этих отношений для государства как главного субъекта обеспечения военной безопасности заключается в установлении специфических полномочий вышеуказанных субъектов. Например, министр обороны выступает субъектом обеспечения военной безопасности не в качестве личности, а в качестве государственного должностного органа, наделенного определенными государственными полномочиями по обеспечению военной безопасности государства, что не характерно для иных лиц.     

В качестве субъекта системы обеспечения военной безопасности могут выступать политические партии, общественные организации, а также граждане страны, которые в ходе выборов выражают доверие или недоверие государственной политике, в том числе в сфере военной безопасности. Субъектность этих акторов вкупе с обеспечением военной безопасности проявляется в отличие от государственных акторов опосредованно и лишь в зависимости от того формата и деятельности, в каких они содействуют государству в деле обеспечения военной безопасности.

Таким образом, каждая политическая партия может иметь свою концепцию обеспечения военной безопасности, однако она не может считаться субъектом системы обеспечения, если не имеет реальной возможности воздействия на государственную политику. Естественно, внепарламентские силы, не имеющие представительства в законодательном органе и правительстве, не могут считаться субъектами системы обеспечения военной безопасности, точно так же, как подпольные организации и пр.

Функционирование системы обеспечения военной безопасности РА обусловлено ее структурными особенностями и элементами. В настоящее время можно говорить о нескольких подсистемах в системе обеспечения военной безопасности. На основании классификаций, проведенных рядом исследователей, можно обозначить следующие подсистемы в системе обеспечения военной безопасности Армении:

  1. Государственная (республиканская) подсистема обеспечения – премьер-министр РА, президент РА, высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти, Генеральная прокуратура, Совет национальной безопасности и другие координационные субъекты.
  2. Территориальная подсистема обеспечения – органы территориального управления и органы местного самоуправления.
  3. Функциональная подсистема обеспечения – Служба национальной безопасности (СНБ) РА, Минобороны, МИД, Полиция, МЧС, Главное управление государственной охраны Полиции РА, некоторые ведомства в сфере экономики и инфраструктур.  
  4. Структура военного управления государства как подсистема непосредственного обеспечения военной безопасности – ВС РА, иные виды войск, военные подразделения по выполнению задач в сфере обеспечения военной безопасности и руководящие ими органы.

Данные государственные органы в контексте обеспечения военной безопасности выступают такими участниками публичных отношений, которых правовые нормы наделили определенными правами и обязанностями. Во-первых, в социальном плане это участие в общественных отношениях, способность разработать и осуществить определенные действия, выступать сегментом регулирования общественной жизни. Во-вторых, в правовом аспекте выступать как носитель определенных правоотношений, связанных с обеспечением военной безопасности.

В республике Армения военная безопасность обеспечивается посредством системы государственной безопасности и регулируется на законодательном уровне. В Законе РА «Об обороне» отмечается, что в деле обеспечения военной безопасности задействованы органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные и другие структуры и объединения, граждане, которые в установленном законом порядке принимают участие в этом важном мероприятии в сфере государственной системы, а также законодательство, регулирующее правоотношения в данной области.

Важнейшей практической задачей для государства и общества в этой сфере служит усовершенствование структуры и организации системы военной безопасности РА – с целью обеспечения суверенитета и территориальной целостности государства, защиты конституционного строя, а также возможности управления системой нейтрализации угроз посредством «рационального расходования» оборонного потенциала.

В Стратегии национальной безопасности РА зафиксировано: «В сфере безопасности государства и народа факторами и действиями, служащими фундаментальным ценностям национальной безопасности, являются повышение боеспособности Вооружённых сил, модернизация и повышение эффективности деятельности органов безопасности и правоохранительных органов».  

Итак, в сложившейся ныне для некоторых сегментов сферы безопасности Армении ситуации, чреватой рядом угроз, надежная защита и обеспечение военной безопасности становятся исторически важным вызовом, который требует вовлечения материальных, духовных и людских ресурсов, интеграции различных сегментов общественности. Этим занимается не только специализированный сектор военной сферы государства, но и учреждения в системе государственной власти, координируя и ориентируя усилия общественности.    


[1] См.: Грачев Н.Н., Абракадабра «защищенной защиты» // Независимое военное обозрение. 2003. №11. URL: http://nvo.ng.ru - [հասանելի էր 20.04.2019]

[2] См.: Военная энциклопедия, В восьми томах, Т. 1,  М., Военное издательство, 1997, с. 397

[3] См.: Лутовинов В. И., Хмара Ю. Н., Военная безопасность государства: концептуальные основы и современное российское видение // Социум и власть, N 2 (52) 2015, с. 70.

[4] См.:  Барабин В. В., Военно-политическая деятелность государства в системе национальной безопасности: Социально-философский анализ: Дис. док. филос. наук.-М., 1999, с. 42.

[5] См.:   Котанджян Г. Этнополитология конфликта. Основы военной политики и национальной безопасности РА. Институт национальных стратегических исследований имени Д. Канаяна МО РА, Ер., 2010г., с. 545.

[6] См.: Писарев А.Н. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области обороны (системно-правовое исследование): Дисс. докт. юрид. наук. М.: Воен. ун-т, 2001, c. 23.

[7] См.: Фатеев К. В., Обеспечение военной безопасности Российской Федерации: теория и практика правового регулирования, Москва, 2005 - https://refdb.ru [было в доступе 20.04.2019]

[8] См.: Закон РА «Об обороне», 2008/73,  24.12.2008

[9] См.:  Стратегия национальной безопасности РА, 2007г., Ереван.