Армяно-турецкие отношения
7 м. | 2019-02-082018 год согласно публикациям турецкой прессы
В 2018 году публикации об Армении и армяно-турецких отношениях в СМИ Турции претерпели определенные содержательные изменения. Прежде в турецкой прессе в основном публиковались информационные заметки, а аналитические статьи, оценки и официальные комментарии практически отсутствовали. Это обстоятельство было обусловлено приоритетами во внешнеполитической повестке Турции, в которой Армения не имеет первоочередной значимости. Турецкие чиновники обращались к теме Армении в ходе сделанных в Азербайджане совместных заявлений, в основном в контексте карабахской проблемы.
Картина частично изменилась весной 2018г., когда осуществленная в Армении смена власти оказалась в центре внимания турецких медиа. Для освещения внеочередных парламентских выборов турецкие журналисты прибыли в Армению, турецкие аналитики и эксперты выступили с рядом публикаций, в которых пытались разобраться в том, как отразятся перемены в Армении на армяно-турецких отношениях. Однако официальных заявлений от МИД Турции не поступило.
В 2018-м динамика освещения турецкими СМИ происходящих в Армении событий не характеризуется одинаковыми темпами. В начале года заинтересованность Арменией и озвучиваемыми республике заявлениями носила довольно нейтральный характер. Однако со второй половины апреля СМИ Турции начали писать об акциях протеста в Армении, сперва ситуативно – касательно избрания Сержа Саргсяна премьер-министром. Особо подчеркивалось, что Саргсян после 10 лет правления посредством конституционной реформы вновь возглавит государство.
Число публикаций еще более выросло после 22-23 апреля, и в центре внимания турецких СМИ оказался Никол Пашинян. Следует отметить, что в Турции Пашиняна не знали, и один из турецких сайтов к статье о встрече Пашиняна с президентом РФ Владимиром Путиным разместил фотографию со встречи главы российского государства с председателем Совета министров Ливанской Республики Саадом Харири.
Турецкая пресса с мая начала обращать особо пристальное внимание на тему коррупционных разоблачений в Армении, арест второго президента РА Роберта Кочаряна, уголовное дело в отношении тогдашнего генсека ОДКБ Юрия Хачатурова (1, 2, 3, 4, 5).
Если государственные и провластные ресурсы публиковали об Армении в основном информационные заметки, то либеральная пресса, в особенности издания «Акос», (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7), «Gazete karınca» (1, 2,3), размещала объемные материалы, а посредством интервью с участниками митингов пыталась предоставить всеобъемлющую информацию о происходящих в Армении изменениях и ожиданиях общественности.
В летние месяцы Армения по-прежнему остается в поле зрения СМИ Турции, что обусловлено было не только внутриполитическими развитиями в республике, но и кейсами, связанными с переходом турецкого юноши государственной границы (1, 2, 3, 4, 5) и задержанием на территории РА гражданина США Кевина Оксуза (1, 2,).
Турецкая пресса писала, что для возвращения юноши президент страны Реджеп Тайип Эрдоган позвонил лидеру Армении Николу Пашиняну. Хотя эти сведения вскоре были опровергнуты как самим армянским премьером, так и МИД РА, тем не менее инцидент оказался примечателен, поскольку после подписания Цюрихских протоколов СМИ Турции впервые писали о беседе глав государств. Что касается дела Оксуза, то генпрокуратура Стамбула для его экстрадиции обратилась к правоохранителям Армении.
Публикации СМИ Турции о нормализации армяно-турецких отношений можно условно разделить на несколько этапов.
О тсчет первого можно вести с начала марта, когда президент РА Серж Саргсян заявил об аннулировании Цюрихских протоколов. Однако следует отметить, что турецкая сторона никак не отреагировала на заявление президента Саргсяна, а в прессе, за исключением нескольких информационных материалов, иных публикаций или аналитических статей не было. Реакция турецкой стороны была такой же и в сентябре 2017 года, когда Серж Саргсян с трибуны Генассамблеи ООН заявил [1] о намерении Армении признать Цюрихские протоколы недействительными.
Единственным заявлением из Армении, на которое отреагировало министерство иностранных дел Турции, стала речь главы МИД РА Эдварда Налбандяна в декабре 2017г. о намерении Еревана аннулировать протоколы, предусматривающие нормализацию отношений между двумя странами.
Началом второго этапа можно считать первые дни избрания Никола Пашиняна премьер-министром и его визит в Арцах (НКР), когда он в ходе брифинга обратился также к теме армяно-турецких отношений.
На заявление Пашиняна о готовности установления с Анкарой дипломатических отношений без предусловий немедленно последовал ответ тогдашнего премьер-министра Турции Бинали Йылдырыма: «Посмотрим, если Армения откажется от своей многолетней враждебной позиции в отношении Турции, от неверного подхода к вопросу территориальной целостности Турции и её границ, пожелает открыть новую страницу, мы в свою очередь рассмотрим детали и дадим соответствующий ответ. Мы ни с кем не хотим быть в ссоре, особенно враждовать с соседями. Если будет такой подход, естественно, мы обсудим это с учетом интересов нашего государства».
Третья волна поднялась в конце июля, когда Никол Пашинян обратился к той же проблеме в интервью телеканалу «Аль-Джазира». В ответной реакции турецкой стороны позитивно отличается, пожалуй, запись известного турецкого политика, бывшего мэра стамбульского района Шишли Мустафы Сарыгюля в Twitter: «Премьер Армении Пашинян заявил, что они готовы установить с Турцией дипотношения без предусловий. Протянутую Арменией руку с дипломатической точки зрения следует рассматривать как исторический шанс. В конце концов, наша рука – это рука братского Азербайджана».
В летние месяцы высокопоставленные должностные лица Турции, в частности, президент Р.Т. Эрдоган (1, 2), глава МИД Мевлют Чавушоглу, премьер-министр Б. Йылдырым (1, 2), руководитель Комиссии по международным делам парламента Турции Волкан Бозкыр, пресс-секретарь президента Ибрахим Калын выступали с заявлениями, посвященными Армении, армяно-турецким отношениям и карабахской проблеме. Однако это был не прямой ответ на заявления, озвучиваемые в Армении, а просто выступления, подтверждающие официальную позицию Турции, которая неизменна с 2009 года: армяно-турецкие отношения связаны с карабахским конфликтом, и граница не будет открыта, а дипотношения не будут установлены до тех пор, «пока Армения не покинула территории Азербайджана» и проблема не урегулирована в пользу Азербайджана.
Четвертый этап в активизации армянской тематики в турецких СМИ был связан с внеочередными парламентскими выборами в РА. Публикации были весьма разнообразны, хотя большинство СМИ пользовалось сообщениями агентства «Анадолу».
Посетившие Армению журналисты на протяжении 10 дней делились впечатлениями с выборов, встреч, проведенных с ними исполняющим обязанности премьер-министра Николом Пашиняном и главой МИД Зограбом Мнацаканяном (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9).
Наряду с этим публиковались комментарии турецких аналитиков, специалистов по вопросам региона (1, 2,3, 4, 5). Аналитики были солидарны в том, что не следует ожидать перемен в армяно-турецких отношениях, а некоторые утверждали, что по части Турции и Азербайджана серьезных изменений не будет, поскольку в вопросе Нагорного Карабаха позиция Никола Пашияна ничем не отличается от подходов Республиканской партии Армении (РПА) и АРФ «Дашнакцутюн» (АРФД) (1, 2).
П римечательно, что активировались также азербайджанские аналитики (1,2, 3), которые опубликовали в турецких провластных СМИ несколько статей об армяно-турецких отношениях и карабахской проблеме. Естественно, суждения их выстраивались на тезисе взаимосвязанности армяно-турецких отношений и карабахского урегулирования. Однако следует отметить, что адресатом этих материалов выступала собственно Турция, которой напоминали обещание не устанавливать отношения с Арменией до тех пор, пока проблема Нагорного Карабаха не разрешена в пользу Азербайджана.
Примечательна статья эксперта Центра стратегических исследований (SAM) при президенте Азербайджана Джавида Велиева «Эпоха Пашиняна в Армении и проблема Нагорного Карабаха», опубликованная агентством «Анадолу». Велиев пишет, что Анкара выдвигает не предусловия, а требования – «достижение в вопросе Нагорного Карабаха такого результата, на который согласится Азербайджан, а также отказ от территориальных претензий к Турции и утверждений о геноциде».
Публикация государственным информагентством Турции подобной статьи представляет собой не просто озвучивание экспертного мнения, а выражение официальной позиции Анкары.
Резюмируя, можно отметить, что в Турции заинтересованно отслеживают развития в Армении. Событиями в РА особенно впечатлены и представляют их в позитивном свете либеральные СМИ Турции.
Тем не менее, вопрос нормализации армяно-турецких отношений продолжает оставаться за рамками приоритетов внешнеполитической повестки этой страны, свидетельством чему служит реакция СМИ Турции. Заявления должностных лиц Турции, статьи провластных медиа и азербайджанских аналитиков доказывают, что в вопросе урегулирования отношений с Ереваном Анкара не отказалась от политики выдвижения в качестве предусловия решение карабахской проблемы.
[1] В своей речи на 72-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 20 сентября 2017 года президент РА Серж Саргсян заявил: «В условиях продолжительного отсутствия какого-либо позитивного сдвига в направлении их претворения в жизнь Армения объявит эти два протокола недействительными и не имеющими никакой юридической силы. Мы вступим в весну 2018 года без этих, как показал опыт, к сожалению, тщетных протоколов».