Новый виток напряженности в отношениях Ирана и Азербайджана

10 м.   |  2025-02-04

В 2025 году в отношениях Ирана и Азербайджана был зафиксирован новый виток напряженности, которая в результате явных и целенаправленных действий  азербайджанской стороны проявилась и углубилась одновременно на нескольких тематических уровнях – ответ на озвучиваемые в Иране «антииранские» заявления,  реактивация темы нападения на посольство Азербайджана в Тегеране, подчеркивание последовательности исторических угроз, исходящих от соседних региональных стран, а также значительные шаги политического и особенно пропагандистского характера на других направлениях. В целом можно заключить, что Азербайджан проводит политику управляемой эскалации в отношениях с Ираном с целью «сбыта» такого поведения в разных направлениях по мере необходимости.

Тема «антиазербайджанского заявления» касательно представителя духовного лидера Ирана

1 января в МИД Азербайджана был вызван временный поверенный в делах посольства Ирана в Азербайджане Сейед Джафар Агаи Мариа. В ходе встречи был выражен протест иранской стороне относительно проведения Ардебильских игр. В ходе состоявшегося 29 декабря 2024 года мероприятия, в котором приняли участие представитель Верховного лидера Ирана, лидер пятничной молитвы Ардебиля Хасан Амели, в адрес президента Азербайджана И. Алиева были озвучены оскорбительные заявления. Было выдвинуто требование прекратить провокации против Азербайджана. После этого, 7 января, президент Азербайджана И. Алиев заявил в интервью местным СМИ: «Этот мулла неоднократно делал оскорбительные заявления в адрес Азербайджана, азербайджанского народа, в том числе и меня. Сожаления, выраженного в заявлении МИД Ирана, недостаточно. Просто сожаления? Это, конечно, неприемлемо. Мы считаем, что этого провинциального муллу следует наказать. Его нужно отстранить от должности, и он должен извиниться перед Азербайджаном».

За этим последовали публикации антииранского содержания в проправительственных СМИ, пропагандирующие позицию президента Азербайджана, несмотря на заверения иранской стороны в том, что сделанные заявления не имеют ничего общего с официальной позицией Исламской Республики Иран (12). Minval.az подчеркивал: «Иран оправдывается после очередного кризиса с Азербайджаном». Musavat.com пишет: «Оскорбления в адрес президентов Азербайджана и Турции являются очередным примером лицемерной политики иранского государства. Цель провокационных выступлений — не только нанести ущерб международной репутации лидеров Азербайджана и Турции, но и удержать миллионы азербайджанцев, проживающих в Иране, под давлением». Депутат парламента Азербайджана Н. Хамзаев подчеркнул: «Некоторые иранские правительственные круги также обходят стороной наказание таких лиц и игнорируют его. Иногда они забывают, что азербайджано-иранские отношения держатся на хрупких нитях. Иногда они выступают в качестве спонсоров таких речей. Я думаю, что предоставление должностей в Иране муллам, которые совершили такие ошибки, — не лучшее решение». Политолог Т. Рзаев отметил, что в России, Иране и других подобных странах соответствующие структуры управляются из центра. Именно поэтому все заявления против Азербайджана в Ардебиле контролировались из центра. Если Хаменеи не признает оскорбление азербайджанского государства лидером молитвы Ардебиля, то он сам должен извиниться, взяв на себя ответственность за назначенных им людей. Во-вторых, эти люди должны быть сняты с должностей. «Если мы не видим никаких шагов в реальном плане, значит, само руководство Ирана разделяет позицию оскорбителей», - отметил он. 

Активизация темы нападения на посольство Азербайджана в Иране 

А зербайджан также активизировал антииранский контент, напомнив как внутренней, так и внешней аудитории о нападении на азербайджанское посольство в Иране 27 января 2023 года. Musavat.com пишет: «Одним из самых вопиющих актов враждебности Ирана по отношению к Азербайджану является вооруженное нападение на посольство Азербайджана, виновник которого до сих пор не привлечен к ответу. Не проведя надлежащего расследования инцидента с нападением на посольство, Иран нарушил основополагающие принципы международного права. Это наглядно демонстрирует враждебную позицию режима Тегерана к азербайджанскому государству и народу. Иранские СМИ постоянно оскорбляют Турцию и Азербайджан, транслируют речи, направленные на разжигание внутренней розни». Политолог Э. Гаджиева отметила необходимость выплаты лицами, совершившими преступление, крупных компенсаций.

Целенаправленная антииранская информационная/дезинформационная кампания в СМИ Азербайджана 

В олна напряженности приобрела стала нарастать с распространением азербайджанскими СМИ дезинформации, что сопровождалось искажением слов официального представителя МИД Ирана Эсмаила Багаи и стремлением подогнать их под предпочитаемый формат «Зангезурского коридора» (12). Далее последовала информация, согласно которой «Иран установил на границе с Азербайджаном радар с дальностью действия 800 км, что лучше всего объясняет цели Тегерана, не скрывающего своей враждебности к северному соседу» (12). Затем, 10 января, «Caliber.az» опубликовал «эксклюзивную» информацию, согласно которой «секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана недвусмысленно призвал руководство Армении отказаться от стремления вступить в ЕС и НАТО. В случае выполнения условий Тегерана иранский чиновник предложил двум странам подписать оборонный договор, который включает в себя ввод иранских вооруженных сил на территорию Армении». Все это было упаковано под формулировкой «Иран объявил ультиматум Армения». 14 января Minval.az написал, что Иран хотел убить в Азербайджане лидера еврейской общины, а Служба госбезопасности Азербайджана предотвратила террор.

На фоне продолжающейся кампании по дезинформации 25 января временный поверенный в делах посольства Ирана в Азербайджане вновь был вызван в МИД Азербайджана, где ему пожаловались на открытую кампанию против руководства Азербайджана в иранской провластной прессе. Министерство иностранных дел Азербайджана заявило, что вызов посла Азербайджана в МИД Ирана вызывают удивление и недоумение. Между тем, 24 января глава Евразийского департамента МИД Ирана Моджтаба Демирчилу встретился в министерстве иностранных дел с послом Азербайджана Али Ализаде, что азербайджанская сторона расценила как «вызов посла Азербайджана в МИД Ирана». На встрече обсуждались двусторонние отношения, текущая ситуация и перспективы развития связей. Демирчилу, указав на негативные действия определенных кругов и лиц в Азербайджане , назвал их вредными для двусторонних отношений и выразил протест Ирана по этому поводу.

27 января стало известно, что представитель духовного лидера Ирана в Казвине, лидер пятничной молитвы Абдолкярим Абедини подал в отставку. Однако в азербайджанских СМИ наблюдалось активное воодушевление, и инцидент был представлен в предпочтительной упаковке: «Скандальный имам Казвина отстранен от должности за антиазербайджанские высказывания» (1), «Мулла в Иране, выступивший против Азербайджана, подал в отставку» (2), «Имам, оскорбивший Азербайджан, отстранен от должности» (3), «Имам Казвина, выступавший с неподобающими заявлениями, подал в отставку» (4). Похоже, в Азербайджане все еще не определились с тем, Абедини «был уволен» или все же сам «подал в отставку», чем продолжают политику сохранения управляемой напряженности. Они также поспешили напомнить, что 25 января, когда временный поверенный в делах посольства Ирана в Азербайджане был вызван в МИД, азербайджанская сторона на встрече указала на недопустимость антиазербайджанской пропаганды со стороны религиозных деятелей, в том числе имама Казвина (567). При этом они пытаются ввести в заблуждение как внешнюю, так и внутреннюю аудитория, доказать верность собственной позиции, продемонстрировать свою силу и показать всем, что ждет тех, кто занимает антиазербайджанскую позицию.

Антииранская и антироссийская политика в одном флаконе 

В азербайджанских проправительственных СМИ, наряду с антииранскими, в новых интонациях проявляются также антироссийские настроения. Появились различные публикации, содержащие антироссийские акценты, которые в последние дни стали тиражироваться еще активнее. Глава Исследовательского центра «Атлас» Э. Шахиноглу отметил: «В отношениях Азербайджана с двумя соседями, Россией и Ираном, растет напряженность, поскольку Москва и Тегеран продолжают свою антиазербайджанскую политику… Спустя свыше 30 лет Москва и Тегеран, используя ту же политику, могут попытаться спровоцировать сепаратистскую деятельность в нашей стране, но Баку не боится ни того, ни другого. Хотя это правильная политика, она также несет в себе определенные риски. Мы вступили в период неопределенности в отношениях с Россией и Ираном».

Похоже, Баку, требующий от всех сторон извинений и выдвигающий условия, сам понимает последствия своей дерзкой позиции, поэтому устами представителя пропагандистского курса правительства Шахиноглу также признает, что эта политика чревата рисками.

Комментируя тот факт, что посол Ирана в Баку в очередной раз был вызван в МИД, политолог Т. Рзаев подчеркнул: «После победы в Карабахе и начала независимой политики наши два больших соседа регулярно выступают с угрозами и оскорблениями в наш адрес, особенно Иран. Эти заявления не могут быть изолированы и являются частью систематической провокации против нас. Мы не считаем, что они пытаются нормализовать отношения». Рзаев, наряду с Ираном, обратил внимание и на Россию: «Заметно, что двойная политика будет продолжаться. С одной стороны, они будут говорить о добрососедстве с Азербайджаном, а с другой стороны, они продолжат подобные угрозы в адрес Азербайджана. В последнее время мы также видим подобную позицию в России».

Еще 14 января стало известно о трехсторонней встрече между Россией, Азербайджаном и Ираном по вопросам транспортной отрасли, которая намечалась на 28 января. Однако СМИ умалчивают о том, состоялась ли эта встреча или нет. Зато известно, что 28 января в Азербайджане состоялась совещание по транспортным вопросам, посвященное проведению консультаций, в котором принял участие и выступил с речью президент страны Ильхам Алиев. В своем выступлении он подчеркнул, что среди новых транспортных проектов он хотел бы отметить «Зангезурский коридор», в направлении открытия которого предпринимаются практические шаги. Кроме того, в тот же день на Caliber.az была опубликована статья «Север-Юг: точки пересечения интересов», в которой было отмечено, что 28 января состоится трехсторонняя встреча, а также озвучены вопросы российским экспертам, в частности: «Какие аспекты обсудят министры в рамках транспортного сотрудничества, и изменит ли Тегеран свою позицию по вопросу Зангезурского коридора в условиях, когда он оказался под большим давлением на Ближнем Востоке?»

Не исключено, что этими сообщениями власти Азербайджана пытаются вывести вопрос «Зангезурского коридора» на первый план в ходе обсуждений, связанных с транспортной проблематикой, и на фоне ярко выраженного антииранских и антироссийских настроений они в ходе предсказуемого политического торга рассчитывают получить определенные дивиденды.

Можно заключить, что Баку, реализуя вышеперечисленные шаги в отношениях с Ираном, способствует продолжению политики управляемой напряженности, поскольку параллельно проводятся также двусторонние встречи, обсуждаются различные вопросы сотрудничества (123). Эта политика вполне укладывается в оценки президента Азербайджана, озвученные им в ходе интервью местным СМИ, в котором он, по всей видимости, пытался создать баланс в ирано-азербайджанских отношениях. С одной стороны, он использовал антииранскую риторику, а с другой — посчитал преждевременным давать при нынешнем иранском руководстве оценку сложившимся азербайджано-иранским отношениям.

Ослабление позиций Ирана на Ближнем Востоке в свою очередь подтолкнуло Азербайджан занять антииранскую позицию, в рамках которой ИРИ представляется как террористическое, провокационное, лицемерное государство, занимающее деструктивную позицию и не способное «переварить» независимость Азербайджана. Азербайджан продолжает предпринимать попытки дискредитировать Иран в глазах мусульманских государств.

В контексте антииранской пропагандистской политики важным направлением являются также отношения Армения-Иран и Армения-Запад. Последнее проявление этого связано с подписанным в Вашингтоне 14 января документом о стратегическом партнерстве Армения-США. В этой связи складывается впечатление, что в Баку куда сильнее озабочены развитием связей с Тегераном и армяно-иранскими отношениями, чем в самом Тегеране и Ереване. Азербайджанские СМИ освещали эту тему активнее и куда более остро (12), чем иранские СМИ.

Важно также отметить, что в азербайджаноязычном сегменте СМИ красной нитью проходят сообщения, адресованные внутренней аудитории Азербайджана, которые направлены, с одной стороны, на подчеркивание авторитета страны, а с другой – на обеспечение курса по консолидации азербайджанского общества, основанного на продолжающейся последовательно политике против внешних противников (Армения, Иран, Россия, Франция).