Диверсификация внешней политики Армении

9 м.   |  2024-08-08

С началом российско-украинского военного конфликта практически стартовал процесс формирования нового мирового порядка. В условиях геополитической нестабильности и непредсказуемости многие страны занимаются пересмотром своей внешней политики. Небольшим государствам в условиях неопределенности особенно важно повысить свою устойчивость, снизить возможные риски для безопасности и экономики и, конечно же, как можно лучше позиционировать себя в формирующемся новом миропорядке. На фоне украинской войны многим государствам становится сложно маневрировать между Россией, Западом и другими центрами силы, но с другой стороны, в формирующемся многополярном мировом порядке открываются новые возможности для балансирования сложившихся  взаимосвязей.

В связи с международными и региональными событиями последних лет Армения также предпринимает практические шаги по диверсификации внешней политики. В частности, после 44-дневной войны 2020 года и последовавших развитий региональная ситуация продолжает претерпевать изменения, и становится очевидным, что прежняя система безопасности Армении уже нежизнеспособна. На фоне происходящих изменений Армения как небольшая страна уязвима в отношениях с крупными государствами, особенно по части их доминирования, поэтому необходимость пересмотра связей с другими странами становится все более актуальной.

Хотя Армения официально заявила о диверсификации своей внешней политики, новый курс пока не закреплен в государственных документах, а ее трактовки весьма различны, что в свою очередь создает возможности появления  недоразумений и разнородных спекуляций.

В общем целью диверсификации внешней политики является балансирование, расширение регионального и международного поля маневра и, как следствие, снижение уязвимости государства и укрепление его суверенитета. В нынешних условиях для Армении крайне важно четко балансировать внешние отношения и использовать многовекторность, избегая резких поворотов во внешней политике, которые, как показывает недавняя история постсоветских государств (например, Грузии, Украины), могут имеют негативные последствия для государства и государственности.

Сегодня на фоне украинской войны Турция и Азербайджан приобрели существенное значение для стратегического союзника Армении -  России, а это служит серьезным вызовом для Еревана. Однако, с другой стороны, не следует забывать, что хотя политическое влияние России на Южном Кавказе несколько снизилось, ее военное и экономическое воздействие весьма серьёзное, в том числе в отношении Грузии и Азербайджана. В то же время нет сомнений в том, что союзнические отношения с Россией нуждаются в прояснении в атмосфере конструктивного диалога и партнерства. Необходимо обратить внимание на «красные линии» сторон, обозначить существующие проблемы в двусторонних отношениях, работать над их решением и стабилизацией политических отношений. Также желательно сконцентрироваться на позитивной повестке на двусторонних и многосторонних площадках, а также по таким направлениям, где отношения динамично развиваются.

Следует учитывать, что Иран также продолжает играть важную роль в регионе, и политика Тегерана может активизироваться при новом президенте. Учитывая активность Азербайджана в направлении Турции и Ирана, необходимо продолжать диалог с Тегераном, чтобы нейтрализовать возможные вызовы. Эти факторы позволяют утверждать, что процесс диверсификации не должен происходить за счет отношений по традиционным направлениям внешней политики Армении.

Говоря о традиционных партнерах, следует подчеркнуть, что Запад также является одним из традиционных направлений внешней политики Армении. С момента провозглашения независимости Армения постоянно развивала и углубляла связи с США, Европейским Союзом, европейскими структурами и отдельными государствами. Однако другое дело – углубление сотрудничества в не столь традиционных сферах, таких как военная, экономическая, энергетическая.

Власти РА никогда не ставили вопрос об изменении внешнеполитического «вектора», но после войны 2020 года и нападений на территорию Армении в 2021-2022 гг. возникла необходимость сближения отношений с Западом по всем направлениям.

В этом плане чрезвычайно важна состоявшаяся 5 апреля совместная встреча высокого уровня в формате Армения-ЕС-США, целью которой было расширение партнерства с Западом, в том числе экономического и энергетического, а также повышение устойчивости страны. Ключевым политическим заявлением брюссельской встречи стала безоговорочная поддержка суверенитета и территориальной целостности Республики Армения. Эту встречу уже можно рассматривать как часть диверсификации внешних связей. Еще одной важной вехой стала новая программа партнерства РА-ЕС, которая дополняет Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве и, скорее всего, будет содержать компоненты в сферах безопасности и экономики. С точки зрения сотрудничества с Европейским Союзом, решение предоставить Армении поддержку в размере 10 миллионов евро из Европейского фонда мира стало важным политическим месседжем, нацеленным на расширение материально-технических возможностей Вооружённых сил РА и совершенствование системы защиты гражданского населения в кризисных и чрезвычайных ситуациях. Еще одним важным шагом станет начало диалога по либерализации визового режима. Эти реалии свидетельствуют о наличии консенсуса среди 27 стран-членов Евросоюза относительно углубления отношений с Арменией. Ситуация может измениться, если Ереван подаст заявку на членство в ЕС.

Н есмотря на последовательно активируемое сотрудничество с Евросоюзом и недавние изменения общественного мнения, важно управлять в армянском обществе завышенными ожиданиями от Евросоюза и отношений РА-ЕС. Сформировавшиеся на сегодня у части общественности крайне высокие ожидания могут не оправдаться, что негативно скажется на рейтинге деятельности властей, подорвет доверие в отношениях с Евросоюзом.

Одним из важных направлений диверсификации внешней политики РА служат отношения с Соединенными Штатами Америки. В этом плане мы в последнее время также можем констатировать устойчивый прогресс. В числе достижений следует отметить повышение уровня стратегического диалога Армения-США до уровня  стратегического партнерства. Это часть стартовавшего процесса, продолжением которого должно стать углубление отношений по различным направлениям, включая повышение экономической и энергетической устойчивости Армении, сотрудничество в сфере безопасности и, конечно же, укрепление демократических институтов. Одним из важных событий сотрудничества в военной сфере за последнее время стали военные учения «Eagle Partner  2024», а также решение о назначении на должность в Министерстве обороны Республики Армения представителя армии США.

Отмечается также активизация между Арменией и США взаимных визитов на высоком уровне, что свидетельствует о высокой динамике отношений и новых возможных проектах по сотрудничеству. Говоря о региональной политике США и дальнейшем развитии отношений с Арменией, следует учитывать предстоящие 5 ноября президентские выборы. Хотя система государственного управления в США и отношения с партнерами выстроены на прочном институциональном фундаменте и не зависят от одного человека, роль президента в определении основных направлений политики по-прежнему велика. Поэтому, если бывший президент Дональд Трамп вернется в Белый дом, подход Вашингтона к Южному Кавказу и армяно-азербайджанскому урегулированию может измениться. В связи с этим необходимо активизировать работу с членами Республиканской партии США, а также с возможной администрацией Трампа. В целях сохранения определенности в отношениях РА-США целесообразно было бы рассмотреть возможность подписания документа, фиксирующего правовой статус отношений, еще до президентских выборов.

Помимо традиционных векторов важно усилить сравнительно недавно активированные направления сотрудничества с разными странами, такими как Индия, Франция, Греция, Кипр, страны Ближнего Востока – ОАЭ, Саудовская Аравия, а также рассмотреть совершенно новые направления.

С большинством этих стран Армению связывает традиционная дружба, однако наши отношения не со всеми из них имели стратегическое значение.

Пожалуй, одним из лучших примеров диверсификации внешней политики и политики безопасности Армении служит военно-техническое сотрудничество с Индией. По данным индийских источников, Армения стала крупнейшим покупателем вооружений из Индии, что делает это сотрудничество взаимовыгодным. Важно развивать весь потенциал военного сотрудничества в рамках военных учений, сферах военного образования и по другим направлениям обмена опытом. С другой стороны, учитывая ось Турция-Азербайджан-Пакистан, Индия должна быть не менее заинтересована в активизации политической составляющей в отношениях с Арменией, например, в случае возможных действий против РА, чего не произошло в 2023 году во время депортации армян Нагорного Карабаха. Для реализации всего потенциала армяно-индийских отношений важно также стимулирование торговли и инвестиций.

В этгм ключе необходимым представляется также рассмотрение вопроса о возможностях углубления отношений с Китаем. В последние годы интерес Пекина к Южному Кавказу стал очевиден. Одним из ярких примеров этого является принятие документов о стратегическом партнерстве с Грузией и Азербайджаном, а также углубление сотрудничества с Баку и Тбилиси в экономических, транзитных, инфраструктурных и других проектах. Армению также можно рассматривать как дополнительный компонент в китайских проектах, поэтому важно сосредоточиться на возможностях углубления сотрудничества с Китаем в рамках общих интересов. Это позволит Еревану избежать перспективы в очередной раз быть исключенным из региональных проектов.

Серьезным направлением диверсификации политики безопасности для Армении могут стать Франция, Греция и Кипр, запуск возможных многосторонних форматов с этими странами, в том числе с привлечением Индии, а также формата Армения-Иран-Индия. Конечно, реализация этих идей на практике требует огромной подготовительной и дипломатической работы, а также политической воли.

В контексте диверсификации важное значение имеет также развитие отношений с арабским миром, а установление дипломатических отношений с Саудовской Аравией в 2023 году является верным шагом в данном направлении. То же самое можно сказать и о динамичном развитии экономических отношений с Объединенными Арабскими Эмиратами, однако оно не должно ограничиваться уже существующими направлениями.

Для углубления сотрудничества с другими странами в целях диверсификации отношений в сферах внешней политики, безопасности, экономической, энергетической и других отраслях крайне важно правильно оценить потребности. Также следует рассмотреть новые направления сотрудничества, например, с Казахстаном и традиционно дружественными европейскими странами. В этом контексте важно объединить интересы разных центров, как это происходит в региональных инфраструктурных проектах, реализуемых в сотрудничестве с Ираном и Евросоюзом.

Возвращаясь к региону, необходимо сослаться на инициированный  правительством РА проект «Перекресток мира», который нацелен на разблокирование коммуникаций, обеспечение пассажирских перевозок, уважение суверенитета государств и принципов равенства и взаимности. Инициатива также направлена на диверсификацию экономических и транспортных связей Армении в случае открытия границы с Азербайджаном и Турцией. Это важно также с точки зрения установления мира и стабильности в регионе.

Резюмируя, следует подчеркнуть, что в конечном итоге суть диверсификации для небольшого государства заключается в снижении зависимости от одного центра в разных сферах и ее распределении по другим направлениям. При этом необходимо поддерживать диалог со всеми центрами силы, региональными и международными акторами, а по дипломатическим каналам и посредством конструктивного диалога показывать партнерам, что отношения ни с одной из сторон не строятся за счет другой. Армения должна быть способна поддерживать баланс во взаимодействии со всеми центрами, основываясь на принципах реальной политики, не девальвируя при этом цивилизованную и демократическую систему ценностей.

Результатом диверсификации внешней политики, политики в сферах безопасности, экономики и энергетики должна стать нейтрализация или уменьшение угроз, исходящих из внешней среды, а также укрепление суверенитета Армении. Диверсификация также должна обеспечить построение новой системы безопасности и безопасное расстояние от всех центров силы.

Во избежание возможных спекуляций в процессе диверсификации Армении важно иметь концепцию внешней политики, которая будет наилучшим образом отражать текущую ситуацию, существующие реалии и определять основные внешнеполитические цели и направления сотрудничества. Необходимо, чтобы другие стороны прояснили свое видение отношений с Арменией. И Россия, и Запад должны пересмотреть свою стратегию на Южном Кавказе, а относительно новые акторы также должны четко определить свою политику в отношении региона и Армении.