Торговля Иран-ЕАЭС. Кому она выгоднее?
8 м. | 2023-12-04После подписания временного соглашения о преференциальной торговле между Ираном и ЕАЭС товарооборот между Арменией и Ираном значительно увеличился, однако интересы Армении не были удовлетворены так, как интересы России и Казахстана.
В 2018 году после длительных переговоров было подписано временное соглашение о преференциальной торговле между Ираном и ЕАЭС. Это означает, что в случае импорта сотен товаров из ЕАЭС в Иране будут взиматься более низкие таможенные пошлины, чем если бы не было соглашения и применялись бы обычные таможенные пошлины. То же самое касается импорта из Ирана в страны-члены ЕАЭС.
Соглашение начало действовать с 27 октября 2019 года. С самого начала было ожидание, а затем и договоренность, что в октябре 2022 года, как только истечет срок действия контракта, будет подписано постоянное соглашение. Но по состоянию на начало декабря 2023 года новое соглашение еще не подписано, вместо этого временное соглашение было продлено.
Имея закрытую экономику и руководствуясь политикой экономики сопротивления, Иран традиционно осторожно подходит к сотрудничеству с любой страной и экономическим блоком, стараясь быть скорее экспортером, чем импортером. Если говорить о четырех странах-членах ЕАЭС (Армения, Казахстан, Кыргызстан, Беларусь), то Исламская Республика экспортирует больше. Иная ситуация в случае с Россией, где Иран больше выступает в роли импортера. Объем торговли между Ираном и Россией настолько велик, что влияет на все показатели торговли ЕАЭС-Иран.
Однако сотрудничество с ЕАЭС важно для Ирана по нескольким причинам.
- Взгляд на восток. Имея ограниченное сотрудничество с Западом в условиях санкций, Иран стремится углублять свои отношения с соседними и региональными странами. Соответственно, ЕАЭС — это возможность для Ирана приобрести новые рынки или укрепить свое присутствие на существующих рынках, также для импорта на более выгодных условиях
- Исходя из предыдущего пункта, сотрудничество с ЕАЭС важно для Ирана, чтобы показать, что он не изолирован от внешнего мира. Это также возможность укрепить свой вес на международной арене.
Иранский сайт Tahlilbazar, специализирующийся на изучении экономической тематики, также считает что членство в ЕАЭС облегчит интеграцию Ирана в мировой рынок, сделает экономику Ирана более конкурентоспособной и предсказуемой.
Примечательно, что после войны 2020 года в Нагорном Карабахе Иран также выступает против продвигаемого Азербайджаном и Турцией проекта «Зангезурского коридора» на том основании, что этот коридор ликвидирует армяно-иранскую границу и Иран потеряет единственное сухопутное сообщение с ЕАЭС, исходя из чего, Армения рассматривается в Иране как ворота в ЕАЭС.
Несмотря на важность Армении и армянского маршрута в контексте сотрудничества с ЕАЭС, на практике торговля с ЕАЭС и в частности с Российской Федерацией в основном осуществляется Ираном через территорию Азербайджана. Это связано с тем, что западный маршрут международного коридора Север-Юг проходит через Азербайджан. В настоящее время он работает в мультимодальном режиме, т.е. из Бандар Аббаса в Рашт по железной дороге, из Рашта в Астару на грузовике, из Астары снова по железной дороге, так как участок Решт-Астара железной дороги Казвин-Решт-Астара (Иран) -Астара (Азербайджан), образующий ось маршрута, не готов.
По данным ОАО «Росси́йские железные дороги» за первые пять месяцев 2023 года грузоперевозки Север-Юг достигли 4 миллионов тонн, из них 3,6 миллиона тонн было перевезено по азербайджанскому маршруту. Торговля в рамках ЕАЭС также является частью этого показателя.
На эти транзитные показатели не повлияла даже напряженность в ирано-азербайджанских отношениях, вызванная проблемой так называемого "Зангезурского коридора", а затем и нападением на посольство Азербайджана в Тегеране.
Этот показатель еще обусловлен другим обстоятельством – полномасштабной войной России против Украины. В результате западных санкций и ограничения традиционных транзитных маршрутов, Россия теперь больше смотрит на восток и юг. В этом контексте Иран стал более важен для России как потенциальный рынок, так и с точки зрения его транзитной роли. Именно по этой причине Москва выразила готовность профинансировать строительство железной дороги Решт-Астара. Тегеран и Москва также подписали соглашение по этому вопросу, но строительство железной дороги еще не началось.
Кто выиграл от соглашения ЕАЭС-Иран?
С огласно данным на 2016 год, за три года до подписания соглашения товарооборот между ЕАЭС и Ираном составил всего 3 миллиарда долларов. Тем временем, на третий год после подписания соглашения, этот объем превысил 5 миллиардов долларов.
Из этой суммы 4 миллиарда долларов приходится на торговлю между Ираном и Россией, остальное — на торговлю других четырех стран-членов ЕАЭС, включая Армению, с Ираном. Заметно, что в случае России торговый баланс склоняется в пользу России, а другие страны импортируют из Ирана больше, чем экспортируют.
Иран уникален, так как долгие годы санкций сделали его экономику более закрытой. Тем не менее, некоторые продукты все равно попадают на иранский рынок.
Из России поставляются радиолокационные приборы, зерно и масла. Из Казахстана — продукция черной металлургии, а из Армении — электроэнергия и т.д.
Вы можете искать товары, наведя курсор на них. Также, можете выбрать год и страну.
Во временном соглашении 2019 года говорилось, что стороны, ЕАЭС и Иран, устанавливают льготные процентные ставки на множество товаров, экспортируемых с одной стороны в Иран, с другой - в ЕАЭС. Для экспорта с ЕАЭС в Иран было предусмотрено 360 видов продукции, и 502 видов продукции для обратного направления.
В случае экспорта из ЕАЭС в Иран, экспорт товаров с льготными процентными ставками в 2016 году уступал экспорту с обычными процентными ставками. Но с годами ситуация изменилась, и в 2019 году преференциальная продукция стала доминировать в торговле (заметим, что для 2020-2021 годов данные России отсутствуют, и поэтому невозможно точно определить соотношение для этих лет).
Однако причинно-следственная связь аналогична истории о курином яйце. С одной стороны, включение этой продукции в преференциальные списки могло бы стимулировать ее экспорт. С другой стороны, увеличение доли этой продукции в экспортном портфеле может сподвигнуть стороны переговоров включить ее в списки.
Похожие вопросы могут возникнуть и в отношении импорта из Ирана в ЕАЭС. Из Ирана в Россию импортируются фрукты, овощи, сухофрукты, изюм и другие товары. Товары с наибольшим весом входят в список товаров с льготными таможенными ставками.
Армения занимает второе место среди импортеров. Главный продукт, который импортируется из Ирана в Армению, природный газ (10,2% от всего импорта в 2022-м году). Однако, этот продукт не включен в список продукции с льготными ставками. А наибольший вес в импорте среди продуктов со льготными тарифами у нефтепродуктов (неопределенные продукти из нефти): около 8% от всего импорта за 2022г..
Точно так же в льготный список не включена электроэнергия, которая была основным экспортным товаром Армении в Иран (около 60% от экспорта в 2022-м году). Самим же весомым экспортным продуктом в числе тех, на которых действуют льготные пошлины, является шоколад с долей 0,9% от всего экспорта в 2022-м году.
Здесь надо подчеркнуть, что природный газ и электроэнергия (чемпионы среди импортных и экспортных товаров), являются частью армяно-иранской сделки «газ в обмен на электроэнергию».
Что получила Армения?
А рмения — единственная страна в ЕАЭС, имеющая сухопутную границу с Ираном. Но дает ли это Армении преимущество в торговле с Ираном, особенно если речь идет о торговле на льготных условиях, о чем говорилось во временном соглашении?
Влияние торговли между Арменией и Ираном на экономический рост было огромным, особенно в случае импорта. За два-три года до подписания соглашения, в 2016 году, двусторонний товарооборот составлял около 230 миллионов долларов. Примерно 70 процентов этой суммы приходилось на импорт из Ирана. И только 12,3 процента этого импорта относилось к товарам, которые позже были включены в список товаров с льготными процентными ставками.
В 2022 году объем торговли между двумя странами составил около 710 миллионов долларов, и 84% этой суммы пришлось на импорт в Армению. Однако доля товаров с льготными ставками увеличилась вдвое и составила 25,3%.
Однако, доля продукции с льготными ставками в импорте Армении меньше, чем в случае России и Казахстана. (Еще раз отметим, что Россия и Беларусь не предоставили данных за 2022 год, а данные за 2020-2021 годы не включают в себя товарный разрыв).
Эта проблема более очевидна в экспортном портфеле. В случае России и Казахстана более половины экспорта приходится на продукты, которые получили льготное таможенное оформление. В случае Армении, так как электроэнергия имеет больший вес, баланс смещается в сторону товаров, на которые применяются обычные таможенные ставки.
В 2016 году 16 процентов структуры экспорта из Армении в Иран составили продукты, которые позднее были включены в список товаров с льготными процентными ставками. В 2022 году этот показатель уменьшился до 2,4 процента экспорта, в основном за счет шоколада и других сопутствующих товаров.
Итак, в случае импорта в Армению, доля товаров с льготными ставками увеличилась, и они стали дешевле для конечных потребителей. Однако экспорт товаров с льготными ставками сократился и оказался незначительным. Это означает, что армянские бизнесмены по разным причинам не могут воспользоваться возможностью экспорта более дешевой продукции на большой рынок Ирана. Это значит, что интересы Армении в данном случае не были удовлетворены так, как интересы России и Казахстана.
Жанна Варданян
Гарик Арутюнян, журналист