«Это бесчеловечно и аморально»: иранский эксперт о блокаде Арцаха
3 м. | 2023-09-20Заместитель директора иранского исследовательского центра IRAS, специалист по международным отношениям Махмуд Шури дал Центру «Орбели» интервью на тему блокады Лачинского коридора и гуманитарного кризиса в Арцахе.
– Азербайджан на протяжении уже свыше 8 месяцев осуществляет блокаду Лачинского коридора, в результате чего Арцах оказался в осаде. Баку прекратил подачу природного газа и электроэнергии в Арцах, а в последнее время запретил даже перевозку гуманитарных грузов. Все это вызвало глубокий гуманитарный кризис в Арцахе, и президент Арцаха объявил республику зоной бедствия. Какова, с Вашей точки зрения, конечная цель подобной политики Азербайджана?
– События в Карабахе, свидетелями которых мы стали в последние месяцы, к сожалению, доказывают, что условия жизни жителей этого региона ухудшились. Блокирование доступа людей к ресурсам, представляющим базовые потребности, таким как энергия, вода или продовольствие, бесчеловечно и аморально – вне зависимости от приводимых причин. Похоже, Азербайджан для достижения своих целей в регионе пытается на практике использовать все возможные инструменты. Часть этих усилий нацелена на то, чтобы заставить Армению принять требования Баку касательно дороги из Азербайджана в Нахичеван. По сути, мы выступаем свидетелями своего рода захвата заложников – ценой жизней безвинных людей. К сожалению, международные организации по разным причинам не уделяют должного внимания данному вопросу, и Международному комитету Красного Креста до сих пор не удалось добиться прогресса в решении этой проблемы.
– Как Вы оцениваете влияние кризиса в Арцахе и агрессивных действий Баку на ситуацию в регионе?
– В любом случае очевидно, что эти действия приведут к эскалации региональных конфликтов и росту насилия. Подобные действия не принесут региону ни мира, ни развития. Кроме того, в рамках ноябрьского соглашения 2020 года разработаны механизмы урегулирования разногласий, и нет необходимости в односторонних действиях. Исторический опыт показывает, что усугубление ненависти и вражды в конечном итоге приведет к трагическим и катастрофическим последствиям. Географически Кавказ – не большой регион, и любые столкновения и конфликты в одном его уголке стремительно оказывают непосредственное влияние на другие зоны и даже на соседние регионы.
– Как международное сообщество, а также Иран могут содействовать разрешению этого катастрофического кризиса?
- Как я уже отметил, для осуществления контроля за ситуацией в регионе соответствующие механизмы разработаны в рамках ноябрьского соглашения 2020 года, крое того, существует множество способов мирного разрешения споров в рамках международных законов и норм. Возврат к этим механизмам является единственной прочной основой, способной принести стабильность и мир региону. Кроме того, ранее был сформирован такой механизм, как формат «3+3», в который входили все региональные акторы и силы, и в рамках этого механизма была возможность управлять кризисами в регионе. В любом случае следует нарастить дипломатические усилия с целью привлечь внимание международного сообщества к этой проблеме. Кроме того, такая сверхдержава, как Россия, исторически имеющая интересы в регионе, несмотря на многочисленные сложности в вопросе Украины, должна уделять больше внимания своей исторической и гуманитарной миссии в этом направлении. Двусторонние или многосторонние переговоры с участием региональных сил, в том числе Исламской Республики Иран, однозначно могут оказать непосредственное воздействие на процесс обеспечения мира в регионе. Иран, Россия и Турция в рамках астанинского формата однажды уже наработали опыт сотрудничества по сирийскому вопросу, и именно поэтому такой механизм может сыграть эффективную роль также в деле поддержания регионального мира в вопросе Кавказа.