«Грузия получает выгоду вследствие нарушения глобальной цепочки поставок»- грузинский эксперт
7 м. | 2022-06-23Аналитический центр «Орбели» провел интервью с грузинским экономистом, директором Центра анализа и прогнозирования Тбилисского государственного университета Вахтангом Чарайя, в ходе которого эксперт говорил об экономических проблемах и новых вызовах в Грузии, вызванных российско-украинским кризисом.
- 25 февраля премьер-министр Грузии заявил, что Грузия не собирается участвовать в финансово-экономических санкциях против России, учитывая национальные интересы и интересы населения. Позже президент Грузии заявила CNN, что Грузия участвует во всех международных финансовых санкциях. Затем последовало новое заявление премьер-министра И. Гарибашвили о том, что Грузия не будет вводить экономические санкции против России. Пожалуйста, разъясните эти утверждения. Грузия не вводит индивидуальные санкции или вообще не присоединяется к международным санкциям?
- Грузия является частью всех международных санкций, которые были введены против России. Это правда, но Грузия не проявляет активности в двусторонних санкциях против России. Если рассматривать дипломатический аспект, то нет ни одного случая, чтобы Грузия отказалась голосовать против России. Во всех случаях Грузия поддерживает Украину против России. Так что в дипломатическом аспекте понятно, что Грузия поддерживает Украину, но в случае экономических санкций вы можете видеть, что даже внутри Евросоюза не все страны вводят одинаковые санкции против России. Некоторые восточноевропейские страны, Прибалтика, Польша заявили, что закроют границу и отказались от торговли с Россией, Литва даже перестала получать российский газ. Но в Евросоюзе есть много других стран, таких как Германия или Венгрия, которые не закрыли никаких границ, а продолжают получать российский газ и/или готовы покупать российскую нефть.
Что касается Грузии, то она полностью реализует свои инструменты в дипломатической сфере. Что касается международного финансового аспекта, то Грузия поддерживает санкции против России в отношении банковской системы.
У нас был один из крупнейших российских банков, Банк ВТБ, который закрылся менее чем через неделю после начала войны. Российские кредитные карты в Грузии не принимаются, так как Visa и MasterCard прекратили операции для российских клиентов. Грузия не разрешает никаких транзакций через российскую специальную платежную систему «Мир».
Но в случае двустороннего экономического сотрудничества, вроде торговли или денежных переводов, Грузия не вводит санкции против России, как этого не делает практически ни одна страна в мире. Тем более что в этом случае Грузия нанесет ущерб только своей экономике и не сможет навредить экономике России, которая собственно и должна быть мишенью. Это прагматичный шаг грузинского правительства. Но все же есть сферы, где Грузия может ввести двусторонние санкции против России. Грузия получает определенный объем газа из России. Основной поставщик - Азербайджан. Полагаю, Грузия легко может отказаться от российского газа, чтобы поддержать украинских друзей. Вероятно, рано или поздно правительство Грузии это сделает, если война перейдет на более интенсивный уровень.
- Многие страны ввели различные санкции против России. Эти санкции уже сказываются особенно на экономике малых стран. Какое экономическое влияние они оказали или могут оказать на Грузию, как с этим обстоят дела?
- Да, санкции против России негативно сказываются не только на российской экономике, но и на тех странах, которые эти санкции вводят. Никаких санкций против России африканские страны не вводили, потому что Россия вместе с Украиной являются производителями самой разной сельскохозяйственной продукции, которая очень востребована на африканском континенте. Наблюдается значительный рост цен, а в некоторых случаях даже дефицит различных сельскохозяйственных продуктов. Неважно, вводите ли вы санкции или нет, эти санкции отрицательно сказываются на всем мире. Хотя и есть некоторые возможности, но все же преобладает негативный эффект. Однако следует отметить, что российская экономика в целом сумела преодолеть первую волну шока, вызванного западными санкциями, а в некоторых аспектах даже улучшила свое экономическое положение, что принимать как факт печально, но такова реальность.
Полагаю, что должна быть разумная комбинация, где можно действовать, а где нет. Тем не менее, баланс должен заключаться в том, что вы должны поддерживать своих друзей и при этом полностью не разрушать собственную экономику.
- Россия является одним из основных торговых партнеров Грузии. По различным международным прогнозам, экономический спад России в 2022 году может составить до 15%. Как этот сценарий повлияет на экономический рост в Грузии?
- Конечно, это негативно скажется на экономике Грузии как в плане экспорта, так и импорта, поскольку Россия является одним из основных торговых партнеров. Это один из главных рынков экспорта и импорта для Грузии. Грузия продает значительный объем стратегически важных товаров на российском рынке, а также получает много стратегически важных товаров с российского рынка. При этом, конечно, теоретически весь экспорт и импорт Грузии можно было бы диверсифицировать с помощью других стран, но это потребует времени, денег и усилий, что может создать проблемы для грузинского общества и бизнеса. Скорее всего, это негативно скажется на ценах, по меньшей мере, при импорте различных товаров. В каждой сложности имеются свои возможности, перспективы. У Грузии есть много возможностей преодолеть эти негативные российские последствия, если международные партнеры Грузии поддержат экономику Грузии, а само правительство Грузии будет действовать в соответствии с конкретным случаем, включающим пандемию коронавируса и войну одновременно.
- Российско-украинский конфликт создал проблемы продовольственной безопасности для многих стран. Какие меры принимает Грузия для предотвращения продовольственного кризиса?
- Я не верю, что Грузия столкнется с продовольственным кризисом или тем более с гуманитарным кризисом, пока Россия не решит напасть на Грузию. Если Россия не нападет на Грузию, я не вижу перспективы продовольственных кризисов в Грузии. Предвижу рост цен, но не продовольственный кризис.
- До 70% потребляемой Грузией пшеницы поступает из России. Недавно официально было заявлено, что Россия продолжает оставаться основным поставщиком зерна и муки. Как вы считаете, выгодно ли увеличивать объемы импорта из Казахстана? Поможет ли это диверсифицировать этот рынок?
- Россия является одним из крупнейших импортеров пшеницы на рынок Грузии. В разные годы этот объем составлял до 90% всего импорта, поскольку это был самый дешевый вариант. Сама пшеница почти во всем мире стоит одинаково, но главное, что делает российскую пшеницу дешевле в Грузии, — это стоимость транспортировки. Транспортировка тонны пшеницы из России стоит 30-35 долларов, из Казахстана - до 70 долларов, а из Украины может достигать 80 долларов. Но сейчас, учитывая тот факт, что цена на пшеницу выросла с 200 до 400 долларов США за тонну, стоимость транспортировки менее чувствительна. Таким образом, у Грузии есть возможность диверсифицировать импорт пшеницы. Если Россия прекратит экспорт пшеницы, общая цена будет выше.
- В Грузии ежегодно собирают около 80-100 000 тонн пшеницы, что покрывает менее 10% общего потребления в стране. Есть ли какие-то обсуждения или программы господдержки по повышению индекса самоокупаемости? Есть ли у Грузии такой потенциал?
- Да, Грузия работает над различными планами наращивания производства пшеницы в стране. Министерство сельского хозяйства работает над этим проектом. Может быть, Грузия не сможет производить всю необходимую для страны пшеницу самостоятельно, но 10% – это действительно низкий результат в этом направлении. Поэтому его надо преумножить в несколько раз, и тогда в Грузии будет больше комфорта и уверенности.
Местные производители продают пшеницу по цене, которая установлена на международном рынке. Таким образом, производство большего количества пшеницы в Грузии не означает, что она станет дешевле. Но с точки зрения того, что страна будет меньше зависеть от внешнего рынка, в частности от российского, это важно.
- Из-за российско-украинских событий и санкций, введенных против России, страдает сектор грузоперевозок. Грузия – транзитная страна, наблюдается ли изменение объемов?
- Хотя в глобальном масштабе цепочка поставок нарушена, могу сказать, что Грузия прямо сейчас даже получает некоторую выгоду от этого нарушения глобальной цепи поставок. Многие азиатские компании, ориентированные на транзит через российскую экономику, отказываются от этого варианта. Одна из альтернатив – Грузия. Сейчас грузинские порты, железная и автомобильная дороги переправляют и позволяют осуществлять транзит гораздо больших объемов продукции, чем до пандемии или до войны. В долгосрочной перспективе есть много возможностей, и Грузия может стать частично альтернативой российскому транзитному коридору. По своим возможностям Грузия не может быть полноценной альтернативой российскому транзитному коридору, но, по крайней мере, может быть пространством, которое могли бы использовать европейские и азиатские игроки. Это обеспечит дополнительные преимущества грузинскому рынку и стабильность стране в целом.