Экономические последствия пандемии коронавируса в Армении

12 м.   |  2020-06-17

Анализ мировых экономических тенденций, квартальных показателей РА, программ социально-экономической поддержки правительства

Международные структуры прогнозировали замедление глобального экономического роста задолго до вспышки эпидемии коронавируса. Еще в январе Международный валютный фонд (МВФ) основным риском для мировой экономики назвал геополитическую напряженность, в частности, ухудшение отношений между Ираном и США, Соединенными Штатами и их торговыми партнерами, а также усугубление других экономических споров.

Пессимистичные прогнозы касательно экономической ситуации активизировались, когда вирус, позднее названный COVID-19, был впервые обнаружен в китайском городе Ухань в конце декабря 2019 года. Он быстро распространился не только в Китае, но и по всему миру, нанеся серьезный ущерб мировой экономике. В ряде стран, включая Армению, было объявлено чрезвычайное положение, а некоторые виды экономической деятельности оказались под запретом. Негативные экономические последствия пандемии коронавируса сравниваются с эффектом кризиса 2008-2009гг. По прогнозам, спад окажется даже больше, чем в 2008 году. В то же время следует подчеркнуть, что пандемия связана в первую очередь с системой здравоохранения, а масштабы ущерба – от длительности эпидемии и разработки вакцины.

Крупнейшие экономики мира падают параллельно с динамикой коронавирусной статистики. Ряд стран уже переживают стадию рецессии.

Китай, откуда началась эпидемия нового типа коронавируса, понес большие потери и продолжает искать пути восстановления экономики. Свидетельством этому служит заявление о привлечении «специального» кредита без увеличения объема дефицита бюджета. В отличие от обычного правительственного долга, специальные средства выделяются на реализацию конкретной политики по решению целевой проблемы. В Китае только за первые три месяца 2020г., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, спад зафиксировали промышленное производство, объемы продаж и инвестиции. Учитывая, что Китай является крупнейшим экспортером в мире, на долю которого приходится треть мирового производства, спад промышленного производства на 14% в январе-феврале и на 9% в марте нанес огромный ущерб как КНР, так и мировой экономике. Например, продажи автомобилей в Китае в марте упали примерно на 48%.

Экономика США также зафиксировала рекордный спад. В первом квартале 2020 года ВВП США снизился на 4,8%, что сопровождалось еще одним рекордом. С конца марта до начала мая 30 миллионов человек заполнили документы по безработице. В апреле уровень безработицы в США вырос с 10,3% до 14,7%.

Пандемия не обошла стороной и экономику ЕС. В первом квартале 2020 года ВВП Евросоюза снизился на 2,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 3,3% по сравнению с предыдущим кварталом. Промышленное производство в марте зафиксировало спад на 10,4% по сравнению с показателями предыдущего месяца, а строительство - на 12%. В марте 2020 года внешнеторговый оборот ЕС сократился на 24 миллиарда евро по сравнению с январем. В крупнейшей экономике ЕС, в Германии, ВВП в первом квартале по сравнению с предыдущим зарегистрировал спад на 2,2%. Статистическое агентство пересмотрело также показатель ВВП в четвертом квартале 2019 года, отметив спад от 0 до 0,1%, что означает период обвала в Германии, поскольку отрицательная динамика регистрируется на протяжении двух кварталов подряд.

Пандемия коронавируса сильно ударила также по туризму. Более 100 стран закрыли воздушные границы из-за эпидемии, в результате чего ряд авиакомпаний и туристических компаний оказались на грани банкротства. Однако наряду с этим в качестве позитивного сдвига отмечается состояние окружающей среды. Резкое сокращение объемов воздушного движения, выхлопных газов автомобилей и выбросов заводов привело к снижению уровня загрязнения окружающей среды. Ряд исследований показывают, что выбросы в этом году сократятся на 4-8%.

Воздействие пандемии коронавируса на мировую экономику обусловлено спецификой каждой страны. Для Армении характерными чертами служит отраслевая структура экономики, удельный вес разных секторов в структуре ВВП и зависимость от внешнего мира. По прогнозам международных структур, в этом году в Армении будет зарегистрирован спад до 3%, а по мнению экспертных кругов - до 10% и выше. Ограничения на экономическую деятельность уже оказали негативное влияние на экономику Армении. Только за апрель индекс экономической активности снизился более чем на 17%, а за 4 месяца - на 1,7%.

По предварительным данным, экономический рост в Армении за первый квартал составил 3.8% - в основном за счет внешней торговли и услуг, при этом финансовая и страховая деятельность выросли на 21.2%, а добыча полезных ископаемых - примерно на 21%. Хотя в двух этих секторах наблюдается рост, их доля в структуре ВВП невелика. Сравнивая удельный вес ВВП в первых кварталах 2019 и 2020 годов, следует отметить, что в числе основных отраслей налицо сокращения доли сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности, розничной и оптовой торговли. Доля строительства не изменилась, но доля операций с недвижимостью выросла, что, вероятно, связано с активностью за первые два месяца этого года.

Другим важным показателем служат налоговые поступления. В первом квартале этого года налоговые поступления, зарегистрированные в государственном бюджете, выросли примерно на 17%, но был зафиксирован спад по части таможенных пошлин: налоговые поступления сократились на 10%, при этом снижение доходов из бюджета ЕАЭС составило около 2%. В целом, влияние эпидемии на экономику как отдельных стран ЕАЭС, так и Союза в целом является весьма значительным. В странах Евразийского экономического союза общий грузооборот и пассажирооборот сократились соответственно на 3.8% и 3.9%. Темпы роста промышленного производства снизились, сокращение объемов внешней и взаимной торговли заметно также в январе-феврале.

Одним из показателей зависимости Армении от внешнего мира являются денежные переводы. В марте этого года денежные переводы от физических лиц сократились в годовом разрезе примерно на 11% и почти на 10% в ежеквартальном. Только в первом квартале денежные переводы из России уменьшились на 16%. Причинами колебаний объема трансферов являются как изменения обменного курса, так и снижение покупательной способности в России. Для сравнения, в 2014-2015 гг. квартальный приток денежных переводов сократился примерно на 35%. Сравнивая с точки зрения экономической зависимости период 2014-2015 гг. и 2020 год, можно отметить удельный вес чистого притока денежных переводов в структуре ВВП: если в 2014-2015 годах этот показатель достигал почти 10%, то в 2019 году он составлял 3.7%. Тенденция к снижению наблюдается с 2013 года.

Мировые цены на нефть обвалились с одной стороны вследствие вызванного пандемией коронавируса снижения спроса на энергоносители, а с другой - из-за избыточности предложения. Если до 6 марта цена на нефть марки Brent составляла в среднем 54 доллара, то после провала переговоров между ОПЕК и Россией о сокращении добычи нефти стоимость «черного золота» к 9 марта составила 34 долларов. Не достигнув согласия, Россия и Саудовская Аравия заявили, что они не только не сократят добычу нефти, но могут даже увеличить ее. В результате цены на нефть к 31 марта упали до рекордно низкого уровня в 22.72 доллара, а WTI и вовсе стоила 20.3 доллара. Вследствие этого 6 марта, до провала переговоров, 1 доллар США стоил 68.5 рубля, а уже 9 марта – 74.8 рубля. Если в первом квартале 2014-2015гг. драм укрепился по отношению к рублю примерно на 35%, то в 2019-2020 годах этот показатель составлял всего 1.8%. Следует отметить, что обменный курс USD/RUB в квартальных данных резких колебаний не зафиксировал, но в ежедневном разрезе эти колебания были весьма существенными.

Как показывает реальный эффективный индекс обменного курса, армянский драм в последнее время укрепился, что обусловлено как внешними, так и внутренними факторами - низкой инфляцией, капитальными затратами, иностранной помощью в рамках борьбы с коронавирусом, уровнем долларизации. Последний (речь идет о D2 – соотношение депозитов резидентов в иностранной валюте/ общих депозитов резидентов) в марте составил 45.5%, увеличившись по сравнению с февралем на 1.1 процентный пункт. Центральный банк в свою очередь отреагировал на вызванную пандемией ситуацию, дважды за последние месяцы снизив ставку рефинансирования, а также процентные ставки по привлечению средств и ломбардному репо.

Еще одним направлением воздействия стала сфера туризма. Согласно официальной статистике, количество туристов, посетивших Армению в первом квартале, снизилось почти на 15% или примерно на 53 тысячи меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Принимая во внимание тот факт, что средние затраты одного туриста составляют 770 долларов США, то по приблизительным расчетам  потери только в первом квартале составят 40 миллионов 810 тысяч долларов США.

Рассмотрим также статистику лиц, пересекших границу в первом квартале․ По сравнению с данными за 2019г., число въезжающих лиц сократилось на 10%, более того количество въехавших в страну граждан РА уже превысило число выехавших, что понятно и обусловлено возвращением армянских граждан на родину. Следует отметить, что количество прибывших граждан Индии сократилось примерно в 3.5 раз, а количество выездов удвоилось. Аналогичная картина складывается также с гражданами ОАЭ, Ирана, Китая и ряда других стран. Примечательно, что число въехавших в Армению граждан Узбекистана и Таджикистана резко увеличилось. Следует отметить, что даже решение ряда стран об открытии границ в краткосрочной перспективе не компенсирует уже нанесенный ущерб, поскольку поведенческий подход людей увеличивает риски. В таких условиях развитие отрасли может быть связано с внутренним туризмом.

Влияние пандемии коронавируса заметно также на показателях товарооборота․ Только в марте внешнеторговый оборот Армении снизился на 16%, а в первом квартале - на 4%. Экспорт в страны ЕАЭС и ЕС сократился, а экспорт в другие страны СНГ увеличился за счет Украины, Узбекистана, Японии, Кореи, ОАЭ и Ирана. Экспорт в Италию увеличился более чем на 47 тысяч 435 раз, в Испанию - в 5.8 раза, а в остальные страны ЕС в основном сократился. Можно предположить, что экспорт в Италию и Испанию значительно увеличился за счет медикаментов, хотя на данный момент статистики по этому вопросу нет. Экспорт в Беларусь почти удвоился. Сокращение импорта произошло за счет ЕС и других стран. Рост наблюдался только по части Китая и Кореи. Резко вырос импорт в Армению из Италии, Словакии, Узбекистана и Кыргызстана. Импорт из Китая сократился на 5.8%, а экспорт вырос на 14%. В Армении увеличился экспорт техники и оборудования, продуктов горнодобывающей промышленности, произведений искусства. Вырос объем импорта готовых пищевых продуктов, приборов, аппаратов и другой продукции. На данный момент квартальная статистика инвестиций еще не опубликована, но предполагается, что и по этой линии будет зарегистрирован спад.

В рамках борьбы с коронавирусом правительства пытаются найти оптимальные способы поддержки экономики. Правительство РА реализует программы, нацеленные на нейтрализацию экономических последствий пандемии коронавируса, при посредничестве банков, что, в свою очередь, говорит о развитии лишь краткосрочного сегмента финансовой системы. В условиях пандемии риски деятельности банков становятся более высокими, однако предлагаемые государством условия кредитования в некоторой степени смягчают ситуацию.

Согласно официальным данным, в конце марта текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года коммерческие банки предоставили на 20% больше кредитов, причем число выданных резидентам кредитов в армянских драмах увеличилось примерно на 27.5%, а объем валютных кредитов вырос на 16%. По состоянию на март, в структуре кредитования потребительские кредиты продолжают занимать доминирующее положение - 28%, далее следуют промышленность и торговля, а наибольший рост был зафиксирован по части ипотечных, потребительских и строительных кредитов.

В последние три месяца и в конце марта наблюдается активность в сельскохозяйственном секторе. Рост кредитов составил 15-16%, тогда как в последние 2-3 года значительного роста не наблюдалось, более того, в 2016-2018гг. объем кредитования в сельскохозяйственном сегменте сокращался. Увеличение сельскохозяйственных кредитов связано с более удобными и благоприятными условиями программ поддержки сельхозсферы.

Виды поддержки в разных странах различны - в зависимости от экономической политики государства. В Армении больше применялась модель правительства США по предоставлению 1200 долларов гражданам с низким и средним уровнем дохода, более того, было сделано предложение организовать такую помощь и в РА, но это чревато множеством негативных последствий. Обсуждалось также предложение о предоставлении налоговых каникул, которое не включено в пакеты поддержки, но в этом контексте Комитет государственных доходов заявил, что за каждый день просрочки с 21 апреля 2020 года налогоплательщик или налоговый агент выплачивает штраф в размере 0.04% вместо прежнего 0․075%.

Правительство Армении выбрало другую модель поддержки, но еще до реализации программ государственной поддержки первый шаг по смягчению последствий пандемии коронавируса сделала банковская система. Все действующие в Республике Армения банки либо предоставили кредитные каникулы, либо осуществили пересмотр кредитных обязательств своих клиентов в индивидуальном порядке. Несмотря на предоставление кредитных каникул, в общем кредитном портфеле в феврале-марте наблюдается увеличение удельного веса недействующих активов резидентов. В марте их доля составила 4.87%. При этом доля недействующих активов увеличилась в сферах перерабатывающей промышленности, торговли, размещения и общественного питания.

Таким образом, исходя из ситуации, вызванной пандемией, правительство разработало 19 антикризисных программ, нацеленных на нейтрализацию социально-экономических последствий, которые предусматривали финансовые вливания в размере 2.29% ВВП или около 150 млрд. драмов. Более половины этих средств уже предоставлены 48 400 юридических и около 1.1 млн. физических лиц. Сравнивая с другими странами, следует отметить, что Иран заявил о поддержке в размере около 10% ВВП, но имеющиеся данные показывают, что поддержка уже составляет 14% ВВП, Азербайджан – 3.5%, Турция – 2%, Россия - 2.9% и т.д. Страны регулярно обновляют свои пакеты, например, Турция увеличила объем поддержки до 5% ВВП, что включает также отсроченные выплаты по кредитам.

Следует отметить, что хотя по текущему соотношению между пакетом поддержки и ВВП Армения пока уступает рассматриваемым странам, однако проведение аналогий по этим показателям неоднозначно, поскольку налицо проблема сопоставимости: например, Азербайджан не включил дополнительные здравоохранительные расходы в свой пакет помощи, а в случае с Ираном они включены.

Правительственные программы поддержки позволили в определенной степени смягчить вызванные пандемией социально-экономические последствия, но в этих программах имелись некоторые упущения, которые исходили как из системных проблем, так и из тех, что были связаны с ходом их реализации. Следует отметить, что программы поддержки не были целиком адресными. Ряд семей, которые не имели зарегистрированных работников, но фактически потеряли работу из-за пандемии, не были включены в программы поддержки. Это в свою очередь обусловлено с имеющейся теневой экономикой, когда работники оказываются вне социальной защиты государства. В целом, в мире большинство уязвимых работников приходится на неформальную (теневую) экономику, в которой задействовано 60% мировой рабочей силы. Работники этого сектора не имеют или имеют ограниченный доступ к гарантиям социальной защиты. В этом контексте предполагается, что пандемия приведет к изменению поведенческой модели. Это включает в себя также электронные, безналичные платежи․ По сравнению с декабрем, количество выпущенных платежных карт в марте выросло примерно на 3%, а наряду с увеличением числа транзакций в интернет-пространстве их объем сократился, что означает, что больше людей совершало меньше транзакций. Кроме того, по сравнению с февралем, в марте выросли также объем и количество безналичных операций посредством терминалов POS.

Резюмируя, можно сказать, что пандемический кризис подчеркнул важность системы здравоохранения, необходимость повышения жизнеспособности интеграционных союзов или совместной, скоординированной работы в условиях эпидемий. Каждая страна, исходя из своей специфики, пытается бороться с пандемией коронавируса посредством поиска сбалансированных подходов по восстановлению экономики, стараясь при этом выровнять кривую эпидемических показателей. Армении пока не удалось выровнять эту кривую, что, в свою очередь, увеличивает вероятность дальнейшего экономического спада.