IТ-сфера в Армении

8 м.   |  2019-08-05

Сфера информационных технологий (IT, ИТ) считается в Армении одной из ключевых отраслей, признанных в качестве приоритетных направлений еще в 2000-х. В отличие от ряда других отраслей особенность этой сферы состоит в том, что если основные проблемы развития некоторых направлений обусловлены экономическим, политическим сотрудничеством с соседями, то здесь налицо более широкая свобода и возможности.  

По данным на 2018 год, число вовлеченных в эту сферу специалистов составляет порядка 10 тысяч человек, а количество активно функционирующих организаций достигает 800. Однако весь потенциал, который имеется у Армении и который может привести к развитию экономики страны, целиком не реализуется. Это обусловлено рядом проблем. Во-первых, это нехватка высококвалифицированных специалистов. Это одна из самых важных причин, вследствие которых очень многие организации, компании в этой сфере вынуждены во многих случаях осуществлять заказ работ вовне или нанимать, вовлекать специалистов из-за рубежа.  Зачастую это также препятствует открытию филиалов иностранных организаций именно в нашей стране – Армении. Это может быть связано и с рядом базовых проблем в образовательной сфере: хотя образовательная система должна обеспечивать наличие высококвалифицированных специалистов для ИТ-сферы, однако сейчас зачастую именно специалисты сферы ИТ посредством неформальных образовательных тренингов осуществляют переподготовку новых кадров. В Армении многие очень хорошие специалисты, которые растут, развиваются и получают образование, весьма часто из-за отсутствия соответствующих благоприятных условий труда вынуждены бывают эмигрировать или работать в других странах. Это связано с тем, что многие развитые страны также сталкиваются с проблемой вовлечения новых специалистов, и они, в отличие от Армении, в состоянии обеспечить соответственно как зарплаты, так и необходимую для работников благоприятствующую среду и, в конце концов, становятся мозговыми центрами.    

Хотя эта сфера считается приоритетным направлением, налицо серьезная проблема, связанная с соотнесением статистики и сбором статистических данных. Это обусловлено двумя причинами. Во-первых, сферу на самом деле нелегко контролировать, очень многие организации действуют в тени, очень сложно понять, какой, например, оборот они обеспечивают. Вторая проблема обусловлена тем, что многие связанные с этой сферой ведомства имеют различную методологию расчета, а это приводит к формированию не соотносимой картины. Это препятствует оценке общего оборота данной сферы в стране или создаваемого результата, и в данном направлении должны действовать государственный контроль и государственные механизмы, чтобы велся соотносимый и единый регистр хотя бы связанный с оборотом организаций или расчетами.   

Очень и очень многие проблемы ИТ-сферы зачастую объективно связываются с госконтролем. Если попытаемся представить, так сказать, в качестве позитивного примера, то это принятие закона о государственной поддержке ИТ-сферы, что можно считать важнейшим стартом активизации данной отрасли. Помимо этого, статистические данные также свидетельствуют о том, что многие новые, начинающие организации после лицензирования зафиксировали активность в этой сфере. То есть, на самом деле подобным образом формируется преимущество, с одной стороны – активность в сфере, развитие отрасли, а с другой – привлечение работников. И в конце концов можем отметить, что вследствие этого изменения законодательства наблюдается довольно значительное сокращение теневого сектора. И если, например, сравнить размер средней заработной платы действующих в этой сфере работников со средней зарплатой по стране – 170-180 тысяч драмов, то можно констатировать, что посредством активизации данной отрасли можно обеспечить повышение уровня средней заработной платы в стране и формирование средней прослойки населения.      

Наряду со всеми преимуществами и реформами, данный закон не лишен недостатков и пробелов. С целью устранения упущений и пробелов после перерыва в 1-1,5 года, в апреле 2019г., Национальное Собрание приняло уже новый проект о внесении изменений и дополнений в закон о государственной поддержке ИТ-сферы, который, по сути, обеспечивает также основные льготы, зафиксированные в том числе в прежнем законе, в частности, снижение налога на прибыль с 20% до 0% и понижение подоходного налога с 25% до 10%.

В первоначальной версии закона было положение, согласно которому предполагалось предоставление льгот также международным организациям. Включение данного пункта мотивировалось тем, что известные и конкурентоспособные международные компании сформируют в Армении новую культуру. Однако по результатам здоровых обсуждений с заинтересованными сторонами, частным сектором данное положение в итоге было изъято из проекта с учетом всех рисков и с обоснованием, что после этих изменений на рынок Армении вступят отнюдь не те организации, которые действительно конкурентоспособны и на самом деле диктуют важную культуру, а просто желающие воспользоваться льготами законодательства.    

Вместе с тем закон обеспечил определенную четкость по части стандартов, стоящих перед проходящими лицензирование организациями. Это, полагаю, может быть связано с тем, что, по всей видимости, бывали случаи, когда организации пытались скрыть факт функционирования в прошлом и, пользуясь предоставленной большой возможностью, обратились за получением лицензии. То есть, что предполагается: согласно новому закону, за лицензированием не могут обратиться те организации или их собственники, которые прежде выступали в качестве учредителя другой компании в сфере информационных технологий или акционерами уже действующей или расформированной организации.     

С другой стороны, расширен перечень тех видов деятельности, которые можно лицензировать. И еще одно важное обстоятельство: новым законом уточнена норма, предоставляющая организациям возможности осуществлять технико-технологическую торговлю и производить обновление, чего не было в прежнем законе. То есть, согласно прежнему законодательству, если организация осуществляла иную деятельность и производила технико-технологическое обновление, то она лишалась лицензии.

Еще одно обстоятельство, которое крайне важно, заключается в том, что новые изменения и ужесточающие пункты в законе не касаются организаций, лицензированных до его принятия, и лицензии организаций, зарегистрированных до 1 февраля 2018 года, действуют на срок в пять лет.   

И обобщая в целом сферу, можем отметить, что эти последние изменения, тенденции и меры по последовательному усовершенствованию закона служат отличным примером в плане активности, сотрудничества государство – частный сектор, а также обеспечения продолжительности осуществленных ранее позитивных реформ.